К большому моему сожалению у Стима нет... | Doki Doki Literature Club

К большому моему сожалению у Стима нет нейтральной оценки, как у какого-нибудь Кинопоиска. Т.е. мне игра или понравилась, или нет, а где всякие полутона, численная оценка? И в данном случае у меня смешанные чувства.
Вообще я много играла в визуальные новеллы (Fate/stay night, Umineko, Ever17 и прочие) и смотрела достаточно много аниме, поэтому словила некоторый кайф с этой игры. Литературный клуб нельзя оценивать в отрыве от культурного контекста, на котором он строится чуть менее чем полностью. В нём есть и заезженные типажи, и стены текста, страдающего от графомании. Литературный клуб вначале достаточно успешно притворяется симулятором свиданий, но в итоге ломает четвёртую стену, а на игрока сыпятся скелеты из шкафа.
Нарисовано красиво, но читать часто скучно, а ведь в новеллах можно передать ощущение только текстом. Никто не просит художественных изысков, но текст должно быть интересно читать. Сцены наедине с девушками заезженные, без изюминки. В том же F/SN и то бытовые сцены были занятнее. А ломание четвёртой стены давно перестало быть новаторским ходом.
Но основную проблему я вижу не здесь. В Клубе не чувствуется завершённости. У нас фактически только два конца, на второй из которых ещё нужно постараться выйти, вариативность заканчивается на первом запуске. Вообще игра похожа на первую часть более длинной новеллы. Она дошла до какой-то логической точки, но дальше почему-то не продолжилась. Нам фактически не показали других девушек, но и главных тоже не раскрыли. Например, как Моника научилась ломать игру, как она поняла, что является программой, как в итоге дойти до логической развязки. Сюжет сам не понял, что тут происходит, и предпочёл свалить в кусты.
А теперь представьте, как можно было продолжить Клуб. Далее по понятной причине спойлеры. В космоклассе Моника не только смотрит игроку прямо в душу, но и рассказывает, как взломала эту Матрицу, давая подсказки, как это сделать самому. В ходе разговора или после удаления Моника решает, что игроку будет лучше, если она снова станет просто частью игры, превратится ещё в одного персонажа. Она переписывает себя и отдаёт игроку управление, они переносятся в первый день. Количество выборов увеличивается, и их последствия становятся заметными (как я бы не хотела замутить с Нацухи после Саёри, ко мне всегда приходила эта помешанная Юри).
И вот здесь у нас есть несколько концовок. Нейтральная – игрок остаётся либо с Нацухи, либо с Юри. Концовка, которая должна быть в игре, в которую не вмешалась Моника. Последняя в конце говорит, что рада, что игрок смог с кем-то сблизиться. Начинает рассуждать о том, что было бы, выбери он другой вариант, и не понятно, помнит она о том, что находится в игре или нет. Геноцид – игрок ломает игру, и все девушки встречают плохой конец (Саёри повесилась, Юри скончалась от потери крови, Нацухи убивает отец, а Монике сама игра не даёт замутить с игроком). И пацифист – игрок решает конфликты всех девушек, а потом покидает игру. Девушки остаются свободными внутри игры, а Моника надеется, что игрок не перезапустит «Клуб» и не разрушит их крошечное счастье, потому что игра для них – единственная реальность.
Тут бы нам раскрыли более подробно всех персонажей. Как положено в новеллах, чтобы понять все сюжетные линии, нужно пройти все концовки. Игра была бы меньше мастодонтов жанра, но не была бы такой крошечной и обрывистой. Увы, этого не будет. Откуда вокруг игры такой ажиотаж понятно (я вообще узнала о ней, когда Гифани из Гравити Фолз всё время сравнивали с какой-то анимешкой). Но достойна ли она его, скорее нет. Здесь есть интересные находки, но в целом этого мало.
6 из 10 шикарных ненаписанных новелл.