Как психические расстройство, скандинавская мифология и новаторство... | Hellblade: Senua's Sacrifice

Как психические расстройство, скандинавская мифология и новаторство создают новый тип игр.

Однажды многострадальная английская студия Ninja Theory решила перестать заниматься крупными проектами для широкой аудитории, спасибо предыдущим коммерческим провалам, сократить бюджет на производство и создать эдакий гибрид инди-слешера и ААА проектов c упором на скандинавскую/кельтскую мифологию. Звучит, скажем прямо, интригующе, но это не была бы не Ninja theory если бы не сделала сильный акцент на какой-то одной из составляющих игры (сюжет, атмосферу или геймплей), при этом упустив другой (об этом позже). В отличие от предыдущего их проекта под названием DMC, где, напомню, был революционный геймплей для слешеров, но от самого духа прошлых частей серии мало что осталось, здесь же разработчики решили вернуться к мощной атмосфере, сюжету… а также обратиться за советами профессиональных психотерапевтов. И назвали эту игру — Hellblade: Senua’s sacrifice.

При первом запуске могут удивить 2 момента:
  1. Совет о том, что для наибольшего погружения следует играть в наушниках. Что слегка отличается от стандартных «Рекомендуем играть с помощью геймпада».
  2. Претенциозное на первый взгляд предупреждение о реальности отображения психических расстройств, сцен насилия и в целом о возможном вреде здоровью.
Но в последствие становится ясно, что это не пустые слова.

Сюжет игры довольно прост и его можно описать одним предложением: «Главная героиня хочет воскресить своего любимого, преодолевая внутренних демонов». Но собран он крепко и по канонам написания сценария: есть героиня с понятной мотивацией, есть четкая цель, есть препятствия, которые необходимо и невозможно на первый взгляд преодолеть – все это «скелет» сюжета. «Мясо» же особенно выражено в мире, в том, как он пропитан скандинавской мифологией и колоритными персонажами, о которых хочется больше узнать. Так, мы впервые играем не за милую девочку подростка и не за Бойбабу-Лару Крофт-в-спандексе, хотя она тоже может за себя постоять, а за сломленную морально и духовно девушку по имения Сенуа, которая всеми силами пытается вернуть дорогого ей человека.

Для подачи истории мира разработчики ввели рунические камни, через которые игрок может узнать больше о мифологии мира и скандинавских богах, в частности. В процессе игрок постепенно осознает откуда исходит проклятье Сенуи и кем же является тот самый зловещий голос, который пытается морально добить героиню. Также многим может понравиться то в какой манере и кем ведется рассказ.

Перейдем же к самой игре. Если стараться коротко описать эту самую взаимосвязь наушников с психозом, да и вообще игру в целом то получится что-то вроде: «симулятор викинга больного шизофренией». Благодаря бинауральной (другими словами - объемной) системе записи звука, создателям удалось спроецировать заболевание главной героини на игрока – голоса в голове героини кричат, шепчут и просто общаются при этом с разной стороны и на разном расстоянии. Создается впечатление, что они реальны и стоит только обернуться и ты сможешь увидеть их владельцев. Примечательным является и тот факт, что этот самый козырь с голосами используется не только для придания атмосферы в тех или иных моментах, но и для помощи игроку в сражениях, при решении головоломок: люди в голове постоянно дают подсказки о том, когда следует увернуться или заблокировать удар, что следует сделать для прохождения уровня. Все эти советы подаются в такой манере, будто рядом сидит ваш знакомый и комментирует происходящее, порой даже можно подхватить себя на общении с этими голосами.

Подобная технология была бы простой тратой денег без талантливых актеров озвучки, которые в данном случае выполняют свою работу лучше некоторых актеров с «больших экранов». Идут не обычные зачитки текста по принципу «пойди в точку Б, чтобы узнать про событие В», а по-театральному пафосные диалоги между персонажами и рассказы о мире и его мифологии. Отличительной чертой является и то, что актриса, подарившая голос Сенуа, напрямую участвовала в лицевой анимации и самом процессе захвата движений главной героини, которые к слову сделаны очень реалистично по меркам многих игр, порой даже превосходя многие ААА тайтлы крупных издательств. Но на этом работа актеров не заканчивается, так за неимением средств (все же было потрачено на звук и на анимацию героини), или назовем это «для стиля», вместо лицевой анимации неигровых персонажей была выбрана обычная съемка живых актеров озвучки с применением различных фильтров и проекций. Конечно каких-либо изысканий в актерском мастерстве вы не увидите, по той простой причине, что игра все же акцентирует внимание именно на голосах, да и в основном мы видим только лица персонажей, но то как применяется эта съемка часто удивляет. Примером может служить проекция лица матери героини на скале, когда на фоне идет монолог о психическом расстройстве (проклятии, исходя из игры), заключающемся в том, что больной видит в очертаниях предметов лица людей. Можно долго еще расписывать «эмоциональные выступления» Друта, рассказчика историй, которого, к слову, озвучил Николас Болтон – актер подаривший голос Хоуку из Dragon Age II, но давайте все же взглянем на геймплей.

И вот тут возникает то самое «упущение» упомянутое выше. Весь геймплей разделен на 2 части: пазлы и битвы. Начнем с пазлов: они сделаны с учетом психических расстройств и фобий людей, так с помощью объектов на уровне игрок должен составить различные рунические символы (видение различных знаков в предметах) или же с помощью факела «спасаться от тьмы» при этом открывая проход в следующую локацию (тут очевидный страх темноты и всяких существ в темноте). В общем и целом, сильных нареканий данная сторона игры не вызывает, но все же многим игрокам эти пазлы могут показаться скучными и затянутыми, особенно при постоянном повторении «поиска рун», но в различных обертках, а эти обертки довольно красивые, стоит отметить.

Со второй частью геймплея начинаются проблемы. В первый час игра кажется зрелищной и простой в освоении, хотя сама не сильно распинается насчет управления и поведения в бою. И вот как раз эта простота и является главной проблемой игры, она не из разряда «easy to learn hard to master», она не перерастает во что-то большее, она остается такой же на протяжении всей игры, вызывая скуку, а порой злость и непонимание ввиду однообразия как боев, так и самих противников, отличным примером служит финальный бой с бесконечным наплывом врагов.

Мельком отмечу дизайн уровней, который является немаловажным инструментом в передаче атмосферы. Стоит просто сказать, что игра проводит нас от обширных открытых локаций с растительностью, до линейных уровней в закрытых темных комнатах и пещерах. Придраться разве что можно к повторному посещению уже зачищенных локаций ради возврата к начальной точке пути.

Подведем итог. Hellblade: Senua’s sacrifice является если не инновационной, то как минимум нестандартной игрой на стыке инди и ААА проектов. Как и остальные игры Ninja theory данная игра может как и полностью приковать к экрану своим антуражем, героями, звуком и актерами, так и наскучить до зевоты возникающим местами однообразием в сражениях и пазлах. Рекомендовать игру стоит людям, желающим попробовать что-то новое жанре «симуляторов ходьбы» и приключенческих слешерах с упором на сюжет.