SteamDB

» » Сложно это - писать отзыв на игру... | I Have No Mouth, and I Must Scream

Сложно это - писать отзыв на игру... | I Have No Mouth, and I Must Scream

Сложно это - писать отзыв на игру, которая будет старше немалого количества читателей этого отзыва :) Но я всё равно напишу, дабы лишний раз заметить, что хорошие вещи не стареют, и эта игра - как раз из таких вещей.

Чего хотелось при первом запуске этой игры? По большей части - хотелось чем-то заглушить разочарование от абсолютно никакой Tacoma. Очень хотелось поиграть в адвенчуру-квест, но глубокую, со смыслом и некоторым налётом мрачняка... а также с ветвлением сюжета и каким-никаким, а челленджем для игрока. Увы и ах, похоже, таких сейчас не делают. Посему пришлось обратиться к бэк-каталогу не новых, но хорошо зарекомендовавших себя игр. И в данном конкретном случае - это не просто игра, а, если можно так выразиться, игровая экранизация книги. Где, впрочем, у игрока более чем есть выбор - и, в отличие от линейно разворачивающегося сюжета книги, возможность закончить игру с разными концовками (среди которых есть даже одна относительно хорошая, по сравнению с мрачным-мрачным оригиналом). Более того, в отличие от новодельных адвенчур и всяких там walking simulators, возможность умереть или просто запороть квест у игрока тоже более чем есть - и она доставит вам немало репочёсных минут, а то и часов, я гарантирую это!

Сеттинг/сюжет? Постапокалиптический мир, где съехавший с катушек AI (которого, кстати, озвучивает автор оригинальной книги) уничтожил население планеты... кроме избранных "счастливчиков", на которых отыгрывается за свою неполноценность и неподвижность. Находит удовольствие в том, чтобы различными способами их пытать, мучить и просто толсто троллить. И суть игры по большей части в том, чтобы "не кормить тролля" и путём решения загадок и головоломок сделать то, чего натренированные модели этого AI предсказать не могут.

Здесь не будет стандартных масс-маркетных клише вида "рыцарь без страха и упрёка даёт в морду плохим парням и спасает некую damsel in distress" (более того, по этому конкретному клише тут потопчутся отдельно). Герои повествования - просто люди, самые что ни на есть типичные люди, со своими недостатками, тараканами в головах и скелетами в шкафах. И вот эти самые скелеты и тараканы, раздуваемые тролльским AI до масштаба слонов, и служат основной канвой повествования... а также, не побоюсь этого слова, психотерапией для того, кто будет в эту игру играть. Причём достаточно жёсткой психотерапией, без розовых ньюэйдж-соплей (зато с прямыми отсылками к отцам психоанализа, с Id, Ego и Superego в концовке). Есть игры-медитации... а конкретно эта игра - шаманское схождение в Нижний Мир. С типичными образами сознательных и бессознательных человеческих страхов и внутренних демонов, даже при некоторой внешней "готичности" не имеющих ничего общего с сопливыми фансервисными картинками про вампиров. И практически каждый сможет провести какие-то параллели лично с собой и задуматься уже о своих "тараканах" - в конце концов, кто из нас тут без греха?

Но если говорить не о литературном произведении с его сеттингом, а конкретно об игре как процессе... тут, конечно, есть свои плюсы и минусы. Игра, опять же, не новая, и делалась она под весьма скромные по нынешним меркам аппаратные возможности компьютеров 90-х годов. Посему - только хардкор, только спрайтовые персонажи и пререндеренные псевдо3D-бэкграунды, отрисованные в старой доброй VGA-палитре (помните, как от картинок на мониторе уставали глаза? готовьтесь снова это испытать)! С одной стороны - это прикольно и атмосферно (я бы даже сказала, что отражает те самые примитивно-глубинно-архетипичные вещи языком символизма, а не точного фотографического описания). С другой... всё это в смеси с point-and-click механикой и тоннами пиксель-хантинга (что, хотите, чтобы, аки в шутере каком, доступные для взятия предметы издалека подсвечивались и подмигивали? чёрта с два, радуйтесь, что вам их хоть подписали уже при наведении!) вызывает некоторую боль в нижней части тела у автора этих строк, очкарика со стажем. Не сочтите за спойлер, а сочтите за милость во избежание той самой боли - о том, что надо поднять маааааленький кусочек мела, выпавший из рук ведьмы на краю нарисованной мелом же пентаграммы, я узнала из гайда. Потому что разглядеть его самой у меня точно вряд ли получилось бы.

Ну и да, каюсь, грешна - в гайд действительно подглядывала, хоть и изредка. Ибо игра в общем и целом к игроку беспощадна (в отличие от немалого количества современных "коридорно-линейных", просто физически не пускающих игрока куда-то вне жёсткого сценария), и о том, что ты запорол квест, потому что не взял или не просмотрел что-то в самом начале, или выполнил некоторое действие раньше, чем надо было, ты плюс-минус догадаешься только после того, когда и так, и эдак пробуешь много попыток, а тебя всё равно убивают, и электронный главгад над тобой издевательски посмеивается. Или просто застреваешь и никак не можешь пройти дальше. Возможно, кто-то сочтёт это багом. Но при наличии гайдов - это не столько баг, сколько тот самый челлендж и hard mode, который можно включить, а можно и не включать, и выбор не форсится компьютером, а делается игроком за пределами непосредственно игрового экрана.

Поэтому о потраченных времени-деньгах нисколько не жалею. И всячески рекомендую, даже если вы не поклонник ретроэстетики!скачать dle 10.6фильмы бесплатно