Каждая миссия каждой кампании — а их... | World War II: Panzer Claws

Каждая миссия каждой кампании — а их немало, по две штуки за СССР, Германию и союзников, не считая обучающих сценариев и спецзаданий — предлагает
Железные дороги в этой игре
стоят того, чтобы их охранять.
нам разрешить серию тактических задач, пользуясь заранее выданными войсками (плюс приходящими время от времени согласно сюжету подкреплениями). То есть перед нами чистокровная военная игра, wargame, а вовсе не то, что обычно принято называть стратегией: никакого развития, строительства баз, планировки укреплений и пр.
Не могу, впрочем, сказать, будто это меня сколько-нибудь печалит; давно известно, что в стратегиях реального времени (именуемых обычно RTS) стратегического мышления практически не требуется. Гораздо важнее скоростная отдача приказов. Эффективное использование малых ресурсов — задача посложнее, чем развитие базы. Так что в недостаток игры я бы этот маленький обман не заносил.
Важнее другое: насколько гибко можно управлять армией и насколько сложные и интересные планы тут возможны?
В этом "Стальной кулак" отнюдь не разочаровывает. Любимая многими, с позволения сказать, "стратегами" тактика лобовой атаки, она же rush, здесь возможна лишь при подавляющем превосходстве сил. Мало-мальски приличные укрепления при поддержке мобильных сил не оставляют стаду танков особых шансов. Легкие танки не нанесут дотам и блиндажам заметного урона, а тяжелые настолько медлительны, что пара легких, зайдя им в тыл, запросто воспользуется преимуществами, которые предоставляет им слабая броня тыльной стороны вражеского корпуса. И даже если лихой наскок удастся, непонятно, с чем штурмовать следующий рубеж обороны: потери, которые случаются при таком стиле военных действий, ни один генерал себе позволить не может.
В результате битва в "Стальном кулаке" превращается в замысловатое зрелище: обходные маневры, прорыв легких танков через вражеский строй, засады...
Нашлось несколько совсем свежих идей. Отмечу, например, возможность выключать фары танков — и действовать наполовину вслепую, зато не нарушая маскировку.
Конечно, у нас под началом не только танки. Не менее важную роль играет пехота.
По каким-то загадочным и тайным причинам авторы игры пошли на смелый шаг, лишив танки пулеметов. В игре пулеметами наделены лишь бронемашины и доты. А в результате почти любые танки, столкнувшиеся на узкой дорожке с противотанковым взводом тов. Панфилова, имеют лишь одно средство управиться с ним: раздавить пехоту гусеницами. Ибо пушка способна
Нелегко навести
бомбардировщики на
движущуюся цель. Но уж
если удалось...
разделать пехотный взвод лишь после долгой и нудной стрельбы в упор. А если хитрые пехотинцы догадались залезть на какой ни на есть косогорчик... О, если бы все было так просто, стратегические идеи Ворошилова и Буденного могли бы блестяще оправдаться!...
Присутствует, разумеется, и авиация — куда же без нее! Однако командовать эскадрильями напрямую от нас не требуется. Вместо этого указывается место, куда следует нанести удар. На один "рабочий день" предоставляется некое ограниченное количество вылетов легких и тяжелых бомбардировщиков, и этот ресурс следует экономить.
В обороне самолеты куда менее полезны, чем в нападении. Бомбы — идеальное средство уничтожения дотов и блиндажей, однако, если цель подвижна, все куда хуже. Кто бы мог подумать, что летчикам нельзя приказать сбросить боезапас на танковую колонну — а можно только указать квадрат! В результате подловить вражескую технику можно лишь в тот момент, когда она вышла на огневой рубеж и задержалась там. Сомнительная идея...
Артиллерия устроена примерно так же. Пушки бьют достаточно далеко, чтобы артиллеристам не приходилось лично присутствовать на театре военных действий. Мы указываем, опять-таки, квадрат, а они забрасывают его болванками.
В целом все это дает довольно гибкую схему взаимодействия. Большинство тактических задач можно решить не одним способом; работают маневры отвлечения, подставление себя под удар для атаки на задержавшуюся вражескую колонну с воздуха, и многое другое.
Разрушить можно практически все и вся. И дома, и растительность великолепно можно "расчистить" орудийным огнем или бомбовым ударом. Но вот всегда ли это стоит делать? Сплошь и рядом победная тактика заключается в том, чтобы ухитриться не уничтожить, а захватить хорошо укрепленные позиции. Возвести новый блиндаж на месте старого возможности не будет!
И вообще — не торопитесь разрушать. Войска надо любить. И здания — тоже. В том числе и те, которые пока не ваши, но могут таковыми стать. Игра не прощает невнимания к своим солдатам. Забывая чинить танки, вовремя подвозить снаряды и т.д., вы обрекаете себя на поражение. Какой контраст с модным в RTS подходом, который можно кратко выразить словами из анекдота: "Этих детей отмоем — или новых нарожаем?"...