Почему жителям постсоветского пространства так нравится копаться... | Metro 2033 Redux

Почему жителям постсоветского пространства так нравится копаться в дepьме романтике постапокалипсиса? Грязь, пыль и нечистоты пораженной концом света земли, будь-то Зона бывшей АЭС или вся планета, выжженная до состояния пустыни или покрытая снегом ядерной зимы. "Плох тот разработчик, что не мечтает сделать собственный Fallout" - говорили на рубеже российского (и СНГ) игростроя, когда трава была зеленой, а кризис 2008 где-то далеко и неправда. Время расставило все на свои места: любители откатов заxлeбнулись и в лучшем случае побираются в мобильном и онлайновом сегменте, а ребята из Украины выкатили сначала известную на весь мир игру с точками в названии, а потом (формально это другая команда, но почти в том же составе) Metro 2033 по роману Дмитрия Глуховского.

Концепция довлеет над содержимым. Имеем войну, уничтожившую, по слухам, мир. На поверхности без респиратора никак, да и очаги радиации всюду. Москвичи попрятались в единственном доступном для простого люда убежище - титульном метро. За двадцать лет столь увлекательной жизни в бетонном аде без интернетов станции стали маленькими государствами, а тоннели заполнило нечто, и мутанты - далеко не самое страшное. Главный герой Артем, ставший свидетелем всей катастрофы в глубоком детстве, отправляется в путешествие с целью спасти родную станцию ВДНХ от черных. Других черных, которыми прозвали неизвестных, но до жути страшных монстров. Потому что дать простое название сложным вещам - победить собственные страхи перед ними.

http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=1159234863
Экшен придерживается выстроенного романом сюжета, но не копирует его. Хотя бы потому, что в книге Артем практически не открывает огонь, а монстры представляются чем-то концептуальным до ужаса, а не толпой нюхачей. Но это вовсе не укор игре, наоборот, пользуясь собственными задумками, разработчики сделали очень важную для, по сути, коридорного шутера вещь - насытили его максимальным количеством разнообразных геймплейных ситуаций. Такое было, например, в Half-Life 2 (синдром вечного молчуна у главного героя оттуда же), когда локации и ситуации кардинально меняли свое направление от качественного экшена до жуткого хоррора. Вот открывающая сцена, в которой Артем с товарищами отбивается от орды монстров, а вокруг боль и отчаяние, а вот уже мы с любопытством бродим по родной станции, слушаем диалоги за жизнь тоскливую и смерть обидную, торгуемся и подкармливаем детей патронами - валютой нового постапокалипса. А игра набирает обороты: марш-бросок на дрезине, путешествие в компании с колоритнейшим собирательным образом настоящего русского по имени Бурбон, первый выход на поверхность с потрясающими видами разрушенной Москвы, такая мини-песочница в духе "Сталкера", защита станции от орд мутантов, партизанское участие в войне двух идеологий старого мира - красными и фашистами и так далее, и так далее. При этом, как я уже говорил, разработчики, пользуясь линейной структурой повествования, по максимум пытаются обособить ситуации. Например, по сюжету на разоренной станции Артем найдет одинокого пацана, которого попытается спасти. Классическая ситуация, казалось бы. Но паренек сядет на на шею, отчего управление станет максимально вязким и инертным, будто смена кадров резко скатилась до 10 fps, целиться очень сложно, зато мы получаем маленький навигатор - "Ой! Ой! Сзади подползает!", "Мне нельзя трогать, но там есть патрончики в шкафу." И таких ситуаций масса.

http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=1163061086
Нельзя не поговорить о ключевой составляющей игры, столь любимой как у нас, так и за рубежом - русский мир из каждой шконки. Наверняка в персонажах вокруг вы узнаете своих соседей, коллег или может даже друзей (сочувствую). Ибо это классическое быдло. Местный паханы метрополитена общаются на таком классическом гоп-стоп говоре с растягиванием гласных, семьи сорятся и cpутся, выпивохи гоняют байки о соседних станциях и пережитых якобы приключениях, дети попрошайничают, и все ведут себя либо учтиво-дружелюбно, либо надменно-пошелна. Это все настолько родное и близкое, что нельзя не умилиться. Создание политических движений тоже имеет такой советский привкус. Если воссоздавать коммунизм, то только по заветам СССР, с концлагерями и железным занавесом, а фашизм без гитлеровского привкуса ну совсем не может обойтись. К счастью, встречаются и более прогрессивные герои, но и у них свои коммунальные тараканы в голове.

Шутер из "Метро" получился странный. Само оружие выглядит великолепно, имеет модификации и бонусы вроде усиления через подкачку давления прямо во время боя. Но стрельба отдает картонностью, враги отзываются на попадания очень не охотно, и порой кажется, что в руках не смертельное оружие, а пейнтбольная игрушка, а ты какой-то маньяк, который доводит противников до смерти от болевого шока. Частично решается эта проблема в Redux с новыми уровнями сложности и куда более толковым стелсом, нежели в оригинальной версии. То же касается и графики - лица еще сносные (очень относительно), но их анимация просит кирпича в морду. Зато окружение потрясающее, спецэффекты, частицы пыли и геометрия уровней - высший класс. Хочется исследовать каждый уголок, благо игра поощряет такое "сталкательство", а погружению помогают дополнительные действия вроде подзарядки фонарика карманной динамо-машиной и смена фильтров. Звуки и музыка тоже не подкачали, создавая нужное настроение.

http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=1161655097
Как итог, игра по книге оказалась очень атмосферным, разнообразным и интересным дорожным приключением, которое хочется пройти от начала до конца. А Redux переиздание добавило новых фишек, сцен и улучшило графику, что делает игру законченным произведением, за которое точно не стыдно перед мировым игропромом.

8 заводских патронов из 10. Кстати, эти платежные патроны можно использовать и по прямому назначению, на досуге по придумывайте каламбуров на фразу "стрелять деньгами".

Если вам понравилась эта писанина, подпишитесь, пожалуйста, на мое кураторство. Или не подписывайтесь, все равно спасибо за внимание.