Я никогда не играл в дьябло и... | Path of Exile

Я никогда не играл в дьябло и дьяблоподобные игры (если таковой не считать Borderlands, где то же самое, но с пушками). Заранее скажу, что игра хорошая и она мне нравится, но начну с минуса, единственного и настолько большого, что из-за него мне начали сниться кошмары (далее пелена текста, которая раскрывает тему того, что новичкам в игре будет трудно, можно пролистать).

Этот минус - крайняя недружелюбность игры. За неделю я наиграл почти сорок часов. Я учился, изучал, смотрел на это б-гмерзкое дерево пассивок (о нём позже), но, самое главное, что меня сильно вымотало - из этих сорока часов я около 5 часов потратил, разбираясь, какие камни навыков мне нужны, а какие - нет. То есть тупо стоял и читал, держа открытыми несколько вкладок браузера с недописанной вики игры. Сегодня я спал всего лишь 3,5 часа, каждые полчаса просыпаясь не столько от общего плохого самочувствия, сколько из-за кошмаров. Мне приснилось, что и так раздутое дерево пассивок, а также количество камней и слотов разработчики увеличили в десяток раз. Мне снилось, что я сижу и разбираюсь в этом, пытясь собрать хоть какой-то рабочий билд. Да, дерево и само по себе просто огроменное: чтобы в нём разобраться, надо не играть, а сидеть и разбираться. Или играть, но запороть очень много персонажей, чтобы ключевые пассивки откладывались в голове на подсознательном уровне. И да, если вы новичок, вам придётся смириться с тем, что всё, что вы вкачали - полнейший ????????обилд. Вам будет казаться, что он рвёт всех и вся, пока вы не встретите босса, который ваншотит вашего персонажа щелбаном. Это - даже не в третьей и даже не во второй части игры. Это классика, нормальная игра для любого игрока. Я не застал времена, когда игры не было в стиме и когда тут не было даже внутриигровой справки. Да! Игроки понимали, как играть, чисто интуитивно. Ну или по форумам и википедиям, где последнее криво выстругано и периодически НЕ обновляется, а первое актуально скорее для иностранного форума. На русском форуме мало чего можно найти, в основном вопросы от новичков, просмотренные форумчанами десятки тысяч раз и оставшиеся без ответа. На английском форуме все чудесно: вот тут вкладочка с билдами, отличное форматирование, раскрытые темы и большие статьи, видеогайды... Стоит ли говорить, что вы должны владеть навыками английского языка совсем не на начальном уровне? Сидеть со словарём перед гайдами - самоубийство. Про видеохосты я вообще молчу. Каждый геймер на ютюбе хочет научить новичков игре, вставляя через слово совершенно непонятные термины. Не говоря, где и что найти, они просто ставят перед фактом: так, падажжи, гайд для чайников, значит вам надо такие камни, ??????????, вот их английское название, так, ещё надо вкачать пассивки, но половину пассивок я назову сокращённо или на арабском, я же про-геймер, ёбана, и вот этот уникальный шмот нужен, мне наплевать, что вы его нигде и за сто тысяч часов не найдёте. Браво. Другие минусы если и есть, то на них я не особо обращал внимание.

Что касается плюсов, то это более объёмный абзац. Во-первых - игра бесплатна. Не так, чтобы "бесплатная, но чтобы поиграть придётся задонатить квартиру". Разработчики и сами утверждают, да и мы это видим, что микротранзакции чисто косметические. Как те же скины в известной всем игре. Из действительно полезного доната можно выделить разве что улучшение тайника, который - ящик с вещами для всех персонажей разом, то есть увеличивать его объём, кастомизировать вкладки и так далее; но его изначальный размер весьма велик и вам его хватит, если вы не собираетесь наигрывать несколько тысяч часов. Ну и количество слотов для персонажей можно тоже увеличить, однако изначально вам их и так дают аж 24 штуки, поэтому в те ближайшие тысячи часов донат вам не понадобится. Всё остальное - плащи, красивые ауры, декоративные оболочки на одежду, свечение оружия и даже питомцы не дают ровным счётом никакого преимущества (но стоят на самом деле дорого). Второе - внимание разработчиков игры. Они не останавливаются, пилят обновления, багфикы, оптимизацию (!) и приговаривают полушёпотом ухбля. Ну, это лирическое отступление. Я хочу сказать про лиги. Каждые ~3 месяца выходит лига, которая отличается от стандартной. Эдакий режим игры. Туда добавляют много нового и играть в неё можно только ~три месяца и только на новом персонаже, на скорость. После окончания лиги персонажа переносят в классику, где за него можно продолжить игру в обычном режиме. За выполнение заданий (по крайней мере в той лиге, в которой я играл) могут дать донатные вещи. Для хардкорщиков есть выбор соответствующего режима, где у героя всего одна жизнь и где он после смерти переносится в классику. Плюс - регулярные "гонки". Что-то вроде лиг, только сильно усложнённых, длятся всего несколько часов и там раздают награды за призовые места - микротранзакции, о которых я говорил выше. Несколько слов про оптимизацию. Эффектов в некоторых сценах слишком много и выглядят они тошнотворно, однако у меня фреймрейт проседал крайне редко. Это при том, что у меня бюджетный ПК. Максимальный пинг при проводном интернете - 32мс, до Москвы. Сервер за мои 40 часов игры у них падал только один раз. А все остальные плюсы, как я понимаю, относятся и к дьябле, а также о них написали и другие игроки.

Игру советую, если у вас много свободного времени и если вы терпеливый человек.