"В доме было десять тысяч дверей, но... | A House of Many Doors

"В доме было десять тысяч дверей, но она выходила в окно..."

Первая ассоциация от игры - "как Sunless Sea, но с сейвами". При этом автор не скрывает, что брал вдохновение из Моря-Без-Солнца - даже больше, ибо Failbetter помогали ему от и до; как финансово, так и советами. В итоге... ну, если кто играл в Sunless Sea, будет проще объяснить методами "чем эти две игры различаются", чем начинать с нуля.

Сам Дом Тысячи Дверей - огромное измерение-паразит, затягивающее в себя предметы, дома, статуи, деревья... в общем, все, что угодно, из других миров. Людей (и прочих разумных существ), конечно, тоже. Выглядит он... ну, как дом с кучей огромных комнат, чьи стены теряются во мраке. Да, мрак здесь так же опасен, как и в "Море" - наш неуклюжий поезд-многоножку (kinetopede) бережет от ужасов темноты лишь бьющееся и светящееся живое сердце - Heartlight. Но сердца слабы, и не удивляйтесь, если огонь внезапно погаснет, как и не бывало.

Дом Тысячи Дверей - жестокое место. Работорговля, принимаемая как данность, десятки и сотни богов (вполне материальных), грызущихся между собой за последователей, бандиты и пираты, ждущие неосторожного путника в "диких" комнатах. Существуют и цивилизованные поселения, целые города - но и в них далеко не все спокойно, власть предержащие вцепились в ниточки своего хрупкого превосходства, кое-где бушует чума, кое-где - гражданская война. Дом не выпускает наружу никого и ничего, ни слова, ни звука - но Сигнальная Станция Ноль, затерянная в снегах в северной части Дома, иногда ловит обрывки передач из других миров. Из тех, где существует настоящее небо и настоящее солнце.

Мы, исследователь и разведчик, родившийся здесь, в Доме, и с давних пор мечтающий побывать снаружи. Но, как известно, выбраться из Дома не просто трудно - это, по общему мнению, банально невозможно. Впрочем, пока что можно купить на скопленные деньги самый простенький кинетопед, нанять группу подвернувшихся раздолбаев и отправиться в путь - узнавать секреты Дома. Ведь не существует стен, которых нельзя взломать, и ключей, которых нельзя подобрать. А по дороге... По дороге чего только не произойдет.

И да, говоря "чего только не произойдет" - я, можно сказать, преуменьшаю. У каждого члена команды есть свои тараканы в голове, которых он, не стесняясь, перевесит на вас. В каждом городе найдутся свои занятия. (Наконец, можно просто возить товары из одной точки в другую, зарабатывая деньги - почему нет!). У меня, например, недавно получилось открыть музей всяких любопытных и экзотических вещей. В день открытия, правда, музей банально сожрал нескольких посетителей и ушел странствовать. Проблемы пары членов команды решены - появились другие взамен. Надо помочь слизнечудищу очаровать его возлюбленную реку, надо наладить отношения с Богом Ворон (кормя его несвежими трупами, а как иначе-то), надо разобраться в запутанных политических разногласиях королей и королев болотных насекомых, надо написать очередную статью для редактора - на этот раз о разумных мухоморах... Дом Тысячи Дверей живет, гудит и постукивает, как двигатель нашего кинетопеда. Город с миллионом глаз, глядящих с потолка, город, где любой сон оборачивается кошмаром, город, где живут не-мертвые, или козлолюди, или живые маски. Куча, куууча всего. И это я, кажется, еще даже половину карты не расчистила.

Возможности, да. Вы можете потерять руку и сердце (не метафорически), стать чьим-то шпионом, стать миссионером любого из богов по выбору, написать кучу поэм, податься в работорговцы, податься в ярые противники работорговли, обнаружить себя героем, бандитом вне закона, и, не теряя присутствия духа, заромансить при этом некоторое количество гуманоидных (или нет) существ. Ага, в features игры так и сказано: можно романсить мужчин, женщин, козлолюдей, 10 миллионов ворон (а вы думали, для чего я Вороньего Бога прикармливаю?) и нефтяную вышку. Истинная правда. Я пробовала романсить разумную акулу, но получилось не очень удачно.

Помимо Sunless Sea, игра напоминает еще и Railsea Мьевиля (поезда! без рельс, но - поезда! и неповторимый аромат дизельпанка), и - немножко - Вангеров. Кхм. Нет, правда. В том плане, что бросают тебя на твоей многоножке в самую кашу событий, вокруг происходит непонятно что непонятно с кем (текста - английского, хорошего - много, очень много), ты самый слабый и почти без оружия, а полученные при старте игры инструкции ограничиваются "ехать можно во все четыре стороны вот этими кнопками, ну, счастливо." Зато потооом. Как же оно затягивает. Еще кусочек, еще немножечко, еще несколько квадратов проехать до ближайшего города, а потом опяяяять...

House of Many Doors не идеальна, далеко не. Игра вышла в феврале, а баги отлавливаются до сих пор (сама видела несколько мелких, не опасных, но неприятных). Комнаты Дома, как начинаешь подмечать уже на втором часу игры, довольно однообразны - статуи, обелиски, полуразрушенные сараи, камни, камни, камни. Да, если заехать далеко на север, там идет снег; а на юге раскинулось целое жаркое болото. Но взгляд довольно быстро устает от привычной палитры. Есть "случайные" события в диких комнатах, но их число, опять-таки, конечно. Кто-то, запершийся в сарае. Чей-то труп, свисающий с дерева. Заброшенная библиотека. И так десять раз, двадцать раз...

Зато какие красивые там города! И как замечательно написана текстовая часть игры! Невозможный, нелепый, вывернутый, как лапы странного насекомого, мир измерения-паразита, измерения-ловушки показан просто прекрасно. Этим и берет. Никогда нельзя предугадать, что ждет себя в следующем городе - но оно все вместе как-то укладывается в единую картину и сосуществует вместе. А часов через десять игры, когда вы и кинетопед проапгрейдите, и пушек в него напихаете, и в команду наберете любимчиков - сюда уже можно возвращаться как домой. Домой. Гхм. Pun not intended.

В общем, тем, кому понравилась Sunless Sea - рекомендую хотя бы попробовать. Ради многоглазых ангелов, бронзовых людей-статуй, ведьм верхом на пауках и множества маленьких странных историй. Главное, не выключайте свет Heartlight надолго. Кто его знает, что за чудовища таятся там, в темноте.