Заголовок Пиктская воительница Сенуа отправляется в путешествие в страну мертвых, чтобы спасти своего возлюбленного. Не с той целью, чтобы вернуть его к жизни, нет. Но чтобы спасти его душу – а может, и свою собственную. Ведь самые сложные битвы здесь ведутся не мечом.
Hellblade: Senua's Sacrifice наверняка не оправдает ваших ожиданий, если таковые были. Думали, это Скайрим с психозом? Нет, дорога по большей части одна, а бои по расписанию, без надобности Сенуа даже не будет доставать меч. Рассчитывали на антуражный симулятор ходьбы с паззлами? Вот только каждый ровный круглый участок земли превращается в боевую арену, да еще и стартовый текст запугивает, мол, если будете проигрывать слишком часто, ваше приключение трагически закончится навсегда. Ожидали встретить свежий взгляд на скандинавскую мифологию в этом стильном мистическом приключении? Хо-хо-хо...
Игра черпает отовсюду понемногу, но в первую очередь это – экспириенс. Не уровня интерактивного кино, конечно, роль у нас более активная. И все-таки железная режиссура чувствуется на каждом шагу, поэтому свободно бродить по миру, исследовать и воевать не дадут. Разработчики хотели рассказать историю о психозе, мифологическом мышлении и личном путешествии, и они ее рассказали.
И хорошо.
Голоса и знаки Голоса, которые постоянно слышит героиня, служат не только для антуража. Безусловно, они создают атмосферу и проливают свет на отдельные детали ее биографии. Но что любопытнее – они активно участвуют в бою, предупреждая об ударах со спины, помогают решать паззлы и обращают внимание Сенуа (и игрока) на ключевые объекты в локации. Иногда голоса могут запутывать и откровенно врать, но куда чаще имеет смысл их слушаться, особенно когда они указывают на двери.
Вообще говоря, Hellblade – это игра про двери. Убей врагов, чтобы пройти через дверь. Зажги свет, чтобы пройти через дверь. Найди руны, совмести знаки, используй иллюзию, чтобы пройти через дверь. Сними затвор, чтобы можно было пройти через дверь с той стороны. Ладно, ладно, месседж ясен, но иногда символизму стоило бы быть более... символичным.
К хорошим новостям. В игре безусловно прекрасный графический и звуковой дизайн, история понемногу обретает смысл с обеих перспектив, а актеры озвучки отрабатывают на все сто. Пространственные паззлы не ограничиваются одними ветками и тенями, в которых нужно искать очертания рун, а информацию в битвах можно считывать сразу с трех источников: картинки, голосов и легкой вибрации геймпада.
Если хоть что-то из перечисленного вас заинтриговало, то Hellblade надо брать. И потому, что это изумительный опыт за более чем скромную цену, и в качестве акта поддержки Ninja Theory, и ради веры в будущее такого редкого зверя, как ААА-инди. А вот дальше... дальше немного субъективных итогов.
Спойлеры и субъективщина Добро пожаловать в уголок для тех, кто уже прошел, или не собирается проходить, или просто не боится спойлеров.
Размышления механические: бог с ней, с боевкой. И бог с ними, с паззлами. Но есть в игре одна хитрая, ускользающая ачивка – "Сказания севера". Дается она за активацию всех рунных знаков, легенд о северных богах и героях. Не то чтобы их было очень сложно найти, но если вы прошли локацию, то скорее всего пути назад уже не будет. Пропустил хоть один знак – и нет ачивки, как нет и бонусной сцены в конце. До следующего прохождения. И именно это вызвало у меня дикий людо-нарративный диссонанс, когда героине страшно, она панически бежит от монстра или продирается сквозь тьму, страдает, сходит с ума... а я думаю только о том, где же найти этот чеpтoв рунный камень, которого мне не хватает для коллекции.
Размышления сюжетные: мне обычно не нравится, когда для продвижения по сюжету необходимо проиграть. Особенно когда всю игру мы боролись, бежали из последних сил и рычали богам в лицо. Однако в последней битве Сенуа должна научиться отпускать, и поэтому – бесконечная схватка, восстанавливающиеся враги, неминуемое поражение. Пожалуй, это обосновано, и все же... Ладно. По крайней мере, мы добрались до истоков нашей тьмы, усвоили урок и можем идти дальше.
И тем более прекрасно, что в финале голоса возвращаются.