Я долго избегал Undertale и делал это не просто так. Хайповые проекты я не очень люблю, особенно когда все так и кричит, что хайп может быть на пустом месте.
Однако, эту игру есть за что любить. В ней есть масса моментов, над которыми можно искренне посмеяться. Масса в ней интересных и очень приятных персонажей. Кроме того, игру фактически невозможно сломать, а это то, чего так не хватает современным ААА проектам с невидимыми стенами. Попробуете убиться об главного босса в игре, пока тот толкает пафосную речь? Он отреагирует на это. Таких моментов тут много, достаточно просто зайти на ютуб и поискать их.
Однако, при всех своих положительных чертах игру откровенно портит совершенно дилетантский и унылый story-telling. За исключением нескольких оригинальных идей и удачных попыток разорвать четвертую стену, лор в игре скучный, предсказуемый и требует слишком много времени, чтобы узнать его с разных сторон. Во многом, он существует просто для того, чтобы объяснить некоторые игровые условности, а не раскрыть глубину истории, которой на самом деле нет. Сюжет игры страдает от нескольких хрестоматийных ошибок. В частности, он проседает в середине из-за недостатка интересного контента и обилия раздражающих головоломок. Waterfall, Hotland и Core - три локации из пяти, которые предшествуют финалу игры, являются одними из самых скучных и издевательски длинных, причем это не только мое мнение, но и так же мнение многих преданных фанатов этой игры.
В одном из своих интервью, Tobi Fox говорил, что изначально он хотел сделать игру 2-3 часа длиной, но потом получилось 6-8. И это чувствуется. В середине игры многие элементы дизайна и истории скатываются до уныния и самокопирования. Порой нас буквально силой оттаскивают от интересных частей. За всю вторую половину у меня были максимум пара моментов, когда мне было действительно интересно. В остальном же я просто прощелкивал бесконечные монологи и звонки на телефон, которые скорее походили на затянувшуюся шутку, либо тупил над очередной головоломкой, либо читал скучный лор на табличках. Конечно, игра стала длиннее от всего этого контента. Но именно он несколько раз заставлял меня бросать все на середине.
Подход к дизайну некоторых битв с боссами тоже оставляет желать лучшего. Порой вам придется повторять манипуляции, отдаленно напоминающие серию Souls, то есть умирать несколько раз, только для того, чтобы понять, как же пощадить очередного босса или убить его. И это плохой подход для игры, в которой сюжет занимает не последнее место. «Просто дайте мне почитать историю, черт возьми!» - именно такие мысли будут посещать вас во время битвы с очередным хитровыкрученным боссом.
Подводя итог, я хочу сказать, что для меня Undertale остался на том же месте, где он и был до того, как я в него поиграл, то есть, одной из самых переоценённых игр современности. Это не шедевр, это не гениальная игра. Это - сборище отличных идей с плохих исполнением. Это - милая, оригинальная, но порой жестокая и серьезная сказка, однако полная своих недостатков. В ней много минусов, но и плюсов тоже немало и общее впечатление о ней у меня остается смешанным. Так или иначе, проведенного времени я не жалею и игру рекомендую к ознакомлению.