Рандом. Патроны. Смерти. Сейв. Порталы. Лут. Стамина.
Рогалик. «Айзек». Инди. Стрейф. Кооп. Сундук. Обида.
Десант, пилот, культисты,
Медкит, ружье, резисты,
Ступор, апатия, нажатие,
Еще попытка.
Битва, броня, ачивка, друзья,
Чайка, медуза, танк, череп, две пули, прист, стенка, змея!
Раунд!
Не так я должен был рецензировать Enter the Gungeon. Но эй – последние несколько дней игра старательно вытирала мной пол, так что дайте хоть в этой односторонней битве почувствовать себя победителем. Компенсация – это важно!
Перед высадкой в подземелье, вернее, «оружелье», как его называют персонажи игры, вы выбираете одного из пяти доступных героев. По сути, разница между условными «классами» заключается лишь в стартовом наборе оружия, но учитывая, что вся ритмика Enter the Gungeon выстроена на скорости и характеристиках взаимодействия со всем, что наносит урон, эта разница становится ключевой.
Вот преступница урабатывает врагов револьвером, обрезом и коктейлями Молотова. У пилота первичный арсенал сокращен до одного лишь бластера (урона от него считай никакого), зато при себе у персонажа имеются отмычки, без которых часто не отпереть сундук с чем-нибудь мощным внутри. У морпеха также открыт только пистолет, зато он может вызывать ящик с боеприпасами. Охотница орудует пистолетом и однозарядным арбалетом; в зачистке залов ей помогает собака, указывающая на сокровища. Культист доступен исключительно в кооперативном режиме. Игроков он порадует дротиками и печенькой дружбы (позволяет воскрешать погибшего товарища, который без печеньки будет просто преследовать вас серой тенью).
После выбора героя вы отправляетесь в само «оружелье» – страдать и имитировать синдром Туретта. Уровни тут генерируются случайным образом, поэтому запомнить карту и расположение врагов просто невозможно. Умерли – получили совсем другую локацию, в которой вас могут в первых же комнатах задавить противниками.
Бои в Enter the Gungeon выглядят примерно так. Вас поливает огнем сразу с полдесятка неприятелей, чьи выстрелы покрывают все пространство экрана. Вы в этот момент кувырками уворачиваетесь от пуль (кувырок дает временную неуязвимость), опрокидываете столы, сооружая импровизированные укрытия, перепрыгиваете через ловушки и бесконечно кружитесь по комнате, избегая смертоносных пуль и ругаясь на несвоевременную перезарядку. Мозг закипает от сосредоточенности и обилия информации, пальцы на рефлексах координируют миллион необходимых для выживания действий.
И повезет еще, если для перекатов и уклонистского вальса найдется место, часто Enter the Gungeon закидывает вас в крохотные залы, где и развернуться-то толком не выйдет. К тому же, здоровьем герои игры похвастать не могут, пара выстрелов, и придется начинать сначала – без вырученных с убитых врагов денег и добытого из сундуков оружия. Вот почему найденные дополнительные ячейки жизни и другие полезные бонусы тут все равно что Рождество.
Вот так, комната за комнатой, вы и зачищаете подземелье: обнаруживаете сундуки с предметами и оружием (у отличных от стандартных пушек заканчиваются патроны), бьетесь с бесконечными ордами врагов, освобождаете пленных, которые после возвращаются в «хаб», и умираете, умираете, умираете. Иногда даже не доходя до босса, или, что еще обиднее, прямо у него в логове – потратив 10-15 минут на, как выяснилось, бесцельный забег.
Но Enter the Gungeon куда глубже, чем кажется. Здесь важны не только скиллы, но и грамотный менеджмент, умение вовремя остановиться или наоборот – просчитать свою слабость. Вы можете довольно быстро найти дверь, ведущую к боссу, но идти к нему со стандартным оружием – затея крайне сомнительная. В лучшем случае (и при большой удаче) вы будете минут 15 клевать очередную чайку с пулеметом Гатлинга или медузу, отравляющую воду вокруг себя.
Игроки постоянно встают перед выбором – искать пушки покруче (в этом, собственно, и смысл Enter the Gungeon – стать опаснее, ощетиненнее) или отправиться на схватку с боссом, поставив на кон раздобытую экипировку и свое время. Но чем больше комнат вы исследуете, тем с большим количеством противников сталкиваетесь. А ведь каждый зал – это не только дополнительные деньги, на которые в расположенных в подземелье магазинах можно купить броню или пушки, но и опасность растерять жизни, не дойти с оптимальным здоровьем до босса. Впрочем, почем зря растратить можно и другие ресурсы – те же «пустышки», например, временно нейтрализующие шквал вражеских выстрелов.
Вот почему Enter the Gungeon – это игра про азарт и риски. Как и в Dark Souls, первые часы ты учишься учиться на своих ошибках. Пробуешь, перебираешь, терпишь поражение. И снова – пробуешь, перебираешь, терпишь поражение. Потому что «голым» сунулся к боссу. Потому что зазевался и позволил противникам себя изрешетить. Потому что поддался самоуверенности и не рассчитал сил. Потому что выбрал не своего персонажа.
Причин сотни, и все они как в песне Игоря Николаева – это ты. И первая причина, и вторая, и все остальные, все ты. Кроме тех случаев, когда ради открытия новых пушек приходится «гриндить» особую валюту, которая в мизерных количествах выпадает с боссов. Вот тогда дело не в тебе, а в Dodge Roll и их чувстве баланса.
Я едва ли буду оригинален, если скажу, что преодоление себя – разочаровывающая, подкашивающая, но в то же время безумно награждающая штука, а в случае с Enter the Gungeon еще и невероятно веселая. Пусть в источники вдохновения Dodge Roll можно тыкать пальцем (The Binding of Isaac, Nuclear Throne, Towerfall: Ascension), игра от этого хуже не становится. Enter the Gungeon – это отличная точка входа для тех, кто хочет испытать себя в жанре интерактивного садомазо, с плетками, но без прищепок на соски в виде беспощадной Dark Souls 3. Если соскучились по «Айзеку» и сложностям вообще, обязательно попробуйте, игра того стоит.