SteamDB

» » Грандиозное прощание Хидео Кодзимы со своим сериалом... | METAL GEAR SOLID V: THE PHANTOM PAIN

Грандиозное прощание Хидео Кодзимы со своим сериалом... | METAL GEAR SOLID V: THE PHANTOM PAIN

Грандиозное прощание Хидео Кодзимы со своим сериалом, один из лучших шпионских боевиков в истории и просто великая игра


Больничная палата где-то на краю света. За кадром играет кавер на The Man Who Sold the World Дэвида Боуи. На койке лежит герой войны и один из главных персонажей саги Metal Gear Solid, суперсолдат Биг Босс. Здесь в коме он провел последние девять лет своей жизни (как он очутился в этой палате, можно узнать из прошлогоднего пролога Ground Zeroes).

Биг Босс с трудом открывает глаза и видит доктора с внешностью Александра Гордона, который что-то бормочет о ранениях, грядущей пластической операции и угрозе его, Биг Босса, жизни. Вскоре доктора убивает внезапно появившаяся в палате девушка-киллер, и события начинают развиваться стремительно.

Героя спасает сосед по имени Измаил: вместе они сталкиваются со спецназом, горящим человеком, летающей девочкой в противогазе и вертолетом, расстреливающим больничный корпус изо всех орудий. И, разумеется, чудом оттуда спасаются.


Так начинается Phantom Pain — самая масштабная, невероятная и спорная часть шпионского супербоевика Metal Gear Solid. Сериала, который придумал гениальный японский геймдизайнер Хидео Кодзима более 28 лет назад. Сериала, который вместе с Half-Life, Grand Theft Auto и еще несколькими интерактивными произведениями стал лицом игровой индустрии.

К сожалению, сегодня история Metal Gear Solid подходит к концу. За несколько месяцев до релиза Phantom Pain из студии Konami уволили Кодзиму и всю его команду (по слухам, из-за перерасхода бюджета на разработку, который к концу достиг $80 миллионов). Теперь, даже если игры серии появятся в будущем, их будут делать совсем другие люди. В случае с MGS это подобно смерти — только Кодзима знал, по каким законам должен существовать его авторский блокбастер. И учитывая, какой сложной, многофигурной и неповторимой вышла Phantom Pain, триумф Кодзимы (по крайней мере, с MGS), повторить, боюсь, не сможет никто и никогда.


Только настоящие гении способны в своем творчестве на радикальные перемены. В новой игре Хидео Кодзима и Ко, к недовольству большинства фанатов, одним взмахом пера вырезали или отодвинули на второй план многие фамильные черты сериала, благодаря которым Metal Gear Solid когда-то завоевал мировую популярность.

Они отказались от линейного повествования, а игрока выбросили в открытый мир практически без подсказок. Более того, к сюжетной части Кодзима зачем-то прилепил (другого слова и не скажешь) экономическую стратегию про строительство базы.

В пересказе все это казалось дурным сном, но Кодзима и тут всех перехитрил. Хидео не стал возрождать прошлое и повторять самого себя десятилетней давности. Вместо этого он создал современный шпионский боевик в открытом мире, который, как впоследствии стало ясно, оказался ничем не хуже (а во многом и лучше) предыдущих частей серии.


Надо сразу предупредить: Phantom Pain — огромная игра, прохождение только сюжетной части которой займет у вас минимум 40-50 часов чистого времени. По сравнению с ней даже предыдущие выпуски саги, подчас с трудом умещавшиеся в 20-часовой формат, покажутся нелепыми короткометражками. Создается впечатление, что Кодзима и Ко решили уместить в Phantom Pain все свои идеи, накопленные за семь лет разработки. Из-за этого игра начала напоминать огромный слоеный пирог, каждый уровень которого настолько необъятен, что про него можно говорить часами.

На первом, самом очевидном уровне, Phantom Pain предстает почти образцовой игрой в открытом мире. Казалось, за последние годы мы настолько привыкли к жанру, что удивить или тем более восхитить рядового игрока уже невозможно. И в последнюю очередь это ждали от Кодзимы — героя, как казалось, ушедшей эпохи японских игр. Но случилось невероятное: Phantom Pain поднимает планку качества стелс-игр на новую высоту какими-то до бесстыдства простыми средствами.


Главная черта нового MGS — кажущееся отсутствие правил, которыми обычно сковывают разработчики подобных игр. В игре почти нет никаких маркеров, подсказок и других помощников. Главное ваше оружие до начала боевых действий — бинокль, которым вы отмечаете врагов на карте и только потом начинаете действовать.

На Западе Phantom Pain правильно называют «симулятором солдата». Мы бы добавили «вольного» — так как Снейк в наших руках может творить на поле боя, что душе угодно. Тактику вы подбираете прямо по ходу миссии. Можете действовать, как хотите: шумно, громко, заходить с тыла или в лоб, использовать взрывчатку, технику или пользоваться только руками и пистолетом с дротиками. Учитывая, что перед каждой миссией мы выбираем не только экипировку, но и напарника — боевого пса, лошадь, девушку-киллера Квает или настоящего робота Metal Gear — количество возможных вариантов прохождения возрастает в несколько раз. Подобным разнообразием тактик мог похвастаться разве что Hitman в свои лучшие годы. Сегодня такого нет даже в любимой всеми Far Cry 4.


Впрочем, вся тактика могла запросто быть похоронена под неотзывчивым управлением — фамильной проблемой предыдущих Metal Gear Solid. Но и тут разработчики оказались на высоте — это не просто самая удобная и современная игра в серии, но и вообще в жанре. И управление добавляет нужной легкости игровому процессу, ведь мы играем не за кого-нибудь, а лучшего, согласно мифологии игры, солдата на планете.

Между вылазками в открытый мир мы проводим время на так называемой Mother Base. Обучаем персонал (его можно эвакуировать прямо с поля боя при помощи системы «Фултон»), постепенно совершенствуем отдельные секции базы, слушаем аудиокассеты и вообще отдыхаем от основных заданий. Внедрение базы, как и многое остальное, поначалу в штыки воспринималось консервативными фанатами серии. Похожий функционал был в портативном спин-оффе Peace Walker и тогда многим не понравился. В Phantom Pain солдатский быт на базе совсем не раздражает, более того — воплощает одну из ключевых идей игры, к которой мы вернемся чуть позже.

Единственная, но важная претензия к игровой части Phantom Pain — ее продолжительность. Количество обязательных заданий можно было легко сократить на треть (а то и вдвое) без потери качества, а все «лишние» миссии переместить в побочные операции. Потому что в нынешнем виде прохождение Phantom Pain можно сравнить с чтением толстенного (а то и многотомного) романа — каким бы увлекательным ни было повествование, рано или поздно все равно начинаешь клевать носом.

Кодзима все это прекрасно понимает, поэтому буквально в начале игры голосом одного из персонажей проговаривает: делайте перерывы. Однако, рискнем предположить, многие игроки будут только рады безбрежности Phantom Pain. Современные блокбастеры уже давно приучили их к приключениям на несколько десятков часов.


На втором, более глубоком уровне, мы уже видим привычный Metal Gear Solid. Кодзима, гений постановки, киноман со стажем, редкие сюжетные сценки превращает в настоящие произведения искусства. В отличие от предыдущих выпусков MGS, в Phantom Pain практически нет монтажных склеек, а всю динамику и темп определяет нервная камера, парящая вокруг героев, и модные светофильтры.


Но невероятные визуальные средства здесь нужны не только и не столько для красоты: при помощи них Кодзима рассказывает монументальную антивоенную историю в лучших традициях Metal Gear Solid.

В отличие от прошлых частей, он делает это аккуратно и деликатно — сюжетные сцены стали сильно короче, а километровые диалоги спрятаны в аудиозаписи. На словах это кажется кощунством, ведь именно за часовые, потрясающе срежиссированные ролики многие и полюбили Metal Gear Solid. Но новая форма подачи свидетельствует только об одном — Кодзима как автор и постановщик за прошедшие годы сильно повзрослел. Все, кто ругал японца за графоманство и гигантизм, могут быть довольны: Кодзима в Phantom Pain научился коротко и внятно излагать мысли, сильно не отвлекаясь от потрясающего игрового процесса.


Но, разумеется, антимилитаризм — не единственная и точно не главная тема Phantom Pain. Это игра — про человеческий дуализм, про психолоскачать dle 10.6фильмы бесплатно