SteamDB

» » Жанр, знаете ли, ко многому обязывает... | SOMA

Жанр, знаете ли, ко многому обязывает... | SOMA

Жанр, знаете ли, ко многому обязывает. Когда садишься играть в продолжение старенькой изометрической RPG, по чьему-то злому умыслу превратившуюся в шутер с чисто номинальными ролевыми элементами (да, речь про современные итерации Fallout), испытываешь лёгкое удивление. Или, например, когда запускаешь пятую часть знаменитого японского stealth-экшена, а там вместо тесных охраняемых коридоров - какая-то пустыня, полная апатичных барашков да птичек (привет, The Phantom Pain). Из-за несоответствия заявленного ожидаемому можно ненароком и взгрустнуть. С предметом нашего сегодняшнего обзора ситуация примерно такая же, но, к счастью, с положительным итогом.

SOMA - научно-фантастический ужастик - принадлежит к модному нынче хоррор-ответвлению "run for your life", со всеми отсюда вытекающими. Увидел монстра - спасайся бегством. Ничего, в общем-то, нового или необычного в данной формуле нет. Amnesia и Outlast, думаю, и так у всех на слуху. Впрочем, это не помешало разработчикам (создавшим, кстати говоря, ту самую Амнезию) выпустить на рынок крепчайший продукт, по праву являющийся обладателем множеством наград. Возможно, SOMA не самое страшное приключение, которое вы когда-либо переживали за свою геймерскую жизнь, но, определённо, одно из самых ярких.

Играем мы за молодого человека, мозг которого, после страшной автокатастрофы, стал медленно чахнуть. Чтобы раньше времени не отбросить копыта, паренёк - Саймон - решает пройти через экспериментальную процедуру лечения, которая, при благоприятном исходе, продлит его бренное существование ещё на пару десятков лет. Но стоило ему только усесться в кресло и напялить на голову "целебный" приборчик, как он сразу же теряет сознание, а приходит в себя уже на... полузаброшенной подводной научно-исследовательской станции. Такого, братцы, я отродясь не припомню в компьютерных играх!

Далее следует череда обязательных для жанра штампов, вроде тёмных, мрачных коридоров (традиционно заляпанных чем-то красным), несколько скримеров, в исполнении здешнего бестиария и головоломки, завязанные на соблюдении законов физики. В отдельные свои моменты SOMA действительно умудряется напугать до чёртиков, но в большинстве своём мы вынуждены просто шататься по отсекам станции, изредко выбираясь "на волю" - прогуляться по дну океана, среди кораллов и местных представителей фауны. Никуда не делись и традиционные для этого типа игр дневники, записки и аудиозаписи. Слушать их, надо отдать должное, весьма интересно. Тем более без них вы рискуете окончательно заблудиться в дебрях сюжета.

А сюжет это лучшее, что есть в SOMA. Во-первых, необычный сеттинг. Во-вторых, непривычная подача истории (немного поиграв, вы поймёте, о чём я). В третьих - феноменально шоковая развязка, оставляющая вас наедине с бездной растерянности. Правда, понять всю глубину финала вы сможете лишь при некоем багаже жизненного опыта, поэтому играть в SOMA детям и подросткам крайне не рекомендуется: они просто не поймут всей подноготной. Для них это будет "ещё один ужастик про побегушки от монстров". Для всех же остальных, разработчики из Frictional Games на базе хоррора создали отдельную жанровую надстройку - экзистенциальный ужас. В литературе и в кино подобного навалом, но в компьютерных играх - считай что и не было раньше.

Таким образом подходить к игре исключительно как к способу пощекотать нервишки не стоит. SOMA может вам дать гораздо больше, если вы только отбросите шоры и попытаетесь копнуть поглубже. Поэтому-то я в первом абзаце и упомянул про несколько игровых фрустраций и разочарований. От SOMA ждали ужаса, а получили пучину экзистенции, первый в своём роде story-existential-horror. И лично я этому очень даже был рад, поскольку игровых ужасов нынче тьма тьмущая, а качественно рассказанных историй - кот наплакал.

P.S.
А ещё в игре есть самая запоминающая (если не единственная) прогулка по дну океана за всю историю игр. Нечто подобное можно было испытать, гуляя в тумане с водопроводной трубой наперевес в Silent Hill, но тут - ещё страшнее. На глубине нескольких тысяч метров (если не больше) фонарик просто-напросто захлёбывается тьмой и мощными подводными течениями, сносящими вас с ног.

ИТОГ: 8 из 10

(-1 балл за технические огрехи, и -1 балл за низкую сложность прохождения)скачать dle 10.6фильмы бесплатно