В своё время позволив «The Chinese Room»... | SOMA

В своё время позволив «The Chinese Room» создать «Amnesia: A Machine for Pigs», шведы из «Frictional Games» решили, что их новая игра будет базироваться на тех-же идеях, что и проекты «The Chinese Room». Поэтому «SOMA» в первую очередь не является хоррором в чистом виде, как это было ранее, а скорее является цельной историей, которую нам рассказывают через призму игры. Но давайте по порядку…

Сюжет на сей раз забрасывает игроков в будущее, а в качестве локации, где игроки проведут всю игру – это исследовательский комплекс на дне океана. Главный герой Саймон Джаретт из города Торонто попадает в автокатастрофу, в которой погибает его подруга Эшли, а сам Саймон, с тяжёлым повреждением мозга остаётся жив. Из-за непрекращающихся побочных эффектов травмы, Саймон соглашается на экспериментальное сканирование мозга в медицинской лаборатории. Какового же было его удивление, когда после сканирования он оказывается не в родном 2015, а в 2104 году! Людей вокруг нет, со стен капает странная жидкость, ноги плюхают по воде, заполнившая коридоры того места где она оказался. Но самое жуткое, это непонятные лязгающие звуки, которые слышны во тьме мрачных коридоров того места, где оказался Саймон…

Здесь, пожалуй, стоит немного остановиться, ибо «Frictional Games» как обычно смогли реализовать великолепный сюжет не хуже «Penumbra» или «Amnesia», так что раскрывать все фишки раньше времени не самая лучшая идея.

Зато подход к истории изменился разом. Если ранее на переднее место выходил геймплей сурвайвал-хоррора с элементами квеста, то теперь сюжет стоит во главе угла. Я неспроста вспомнил «Amnesia: A Machine for Pigs», ибо «SOMA» в этом плане очень похожа именно на творение «The Chinese Room».

Конечно, это не значит, что хоррора здесь нет. Геймплейно игра остаётся всё той же «Penumbra», на которой сменили скин со средневекового замка на подводную лабораторию, а вместо надписи «Amnesia» подписали «SOMA». Игрокам всё также придётся прятаться от всевозможных монстров, и убегать по узким коридорам молясь, чтобы их не преследовали. В лучших традициях проектов «Frictional Games» оружия здесь нет, и соответственно от этого играть в «SOMA» действительно жутко (в хорошем смысле). Хоррор здесь есть, как и все геймплейные особенности вроде “собственноручного” воздействия на вентиль или рычаг для решения головоломки. Но всё-таки это всё упрощено и стало значительно меньше.

Ключевая идея «SOMA» на которой держится игра, это уже упомянутой мною сюжет. И в отличие от предыдущих работ студии, в этой игре он раскрывает себя уже на середине игры, открывая страшную правду о Саймоне, лаборатории и прочем. Но при этом сюжет не простаивает от этого, а развивается дальше, поднимая различные, отчасти философские, вопросы на тему жизни и смерти, и что вообще значит быть человеком. В этом главная соль игры – атмосфера, рождённая не только давящей глубиной лаборатории, где мы проведём 95% игры, но и сюжетом над которым в пору подумать не только во время игры.

Из прочего хотелось бы отметить, немного похорошевший движок «HPL3 Engine», который выдаёт довольно неплохую графику, а так-же работу неизменного композитора студии Микко Тармия, который по прежнему радует уши приятной музыкой.

Из минусов, хотелось бы отменить, не самый удачный дизайн уровней, который хоть и упростился в угоду прямолинейности сюжета, но из-за некоторых особенностей геймплея блуждать по ним легче не стало в поисках очередного предмета для решения головоломки. Хотя и хочу отметить, что лабиринтов коридоров, в которых путался игрок в предыдущих проектах «Frictional Games», в «SOMA» куда меньше. А самое главное, что появились и “открытые” локации, не ограниченные мрачными коридорами. В «SOMA» их роль выполняют места за пределами лаборатории на дне морском дне. Но не думаете, что вам будет не страшно бродить среди водорослей и рыбок...

«SOMA» можно порекомендовать широкому спектру игроков. Тем, кто боится морских глубин, страдает клаустрофобией, обожает проекты «Frictional Games», и часто задаётся вопросом: «Что делает людей – людьми?» и «Есть ли жизнь после смерти?» Поверьте, последние два вопроса поднимаются в игре не просто так. «SOMA» - не просто хоррор, а самая настоящая философская драма…