Первое, что приходит на ум в попытке описать эмоции, полученные от прохождения The Witness, это сложный, на первый взгляд, философский термин "трансцендентность" или выражение "трансцендентый опыт". В контексте данного творения он как нельзя лучше описывает то состояние, в котором прибывает игрок и его сознание в процессе прохождения игры - вас выводят за привычные игровые рамки и заставляют думать, относиться ко всему происходящему иначе, мыслить другими категориями.
Главное, как мне кажется, что нужно знать про The Witness - по своему содержанию, посылу, общему впечатлению и воздействию на игрока/слушателя/зрителя (я специально не ограничился только словом "игрок") она легко может сравниться с лучшими кино-шедеврами таких именитых режиссеров как Стэнли Кубрик, Акира Куросава и Андрей Тарковский, причем ассоциации с фильмами последнего, мягко говоря, очевидны, и игра к ним недвусмысленно отсылает - я считаю, что сложно придумать комплимент в адрес продукта игровой индустрии лучше, чем этот.
Разумеется, The Witness игровой арт-хаус, игра, находящаяся в своей нише, что и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, массовый игрок не сможет по достоинству оценить всю ее прелесть, то, что в полной мере было заложено ее создателем, творцом, но, если посмотреть на вещи в другой правильной перспективе, понимаешь, у всех проектов подобного рода схожая судьба: люди привыкли видеть то, что они хотят увидеть, зачастую просто отказываясь понимать и принимать истинную суть вещей, упуская из вида важные детали, и только те избранные пилигримы, в которых крепка вера, которые обладают стойкостью, упорством, гибким умом и усидчивостью дойдут до конца, достигнут того самого катарсиса, наполнят смыслом свое существование и тот путь, который они прошли, стремясь к заветной цели.
Почему в заголовке я написал, что игра представляет собой Dark souls от жанра игр-головоломок? Все просто! Если убрать из Темных Душ весь тлен и безысходность, раскрасить мир акварельными красками в яркие, даже кислотные цвета и построить геймплей на решении нетривиальных пазлов - да, вы получите игру The Witness. Не верите? Давайте вместе загибать пальцы, потому что сходства очевидны:
- Большой открытый мир, в данном случае остров, по которому можно свободно перемещаться, находить шорт-каты, убивать боссов решать головоломки различной сложности - Check!
- Игровой процесс, требующий определенного скилла, мастерства- Check!
- Чувство эйфории и собственного превосходства от решения особо сложных пазлов после n-го количества попыток - Check!
- Запутанная, неочевидная, витиеватая, для кого-то скудная, anyway, подача сюжета - Check!
Думаю, этими 4 пунктами я, как минимум, доказал, что существует определенный, я бы сказал большой, процент схожести этих двух игр. Итак, пора подвести итог.
Вердикт: Для меня, надеюсь для кого-то еще, The Witness стала неким переосмыслением того, чем являются видеоигры и чем они могут быть. Сегодняшняя игровая индустрия относительно юна, хотя и кажется, что уже существуют все возможные игровые жанры, все уже было придумано, осталось только это улучшать и развивать, тем не менее, образ, стереотип, который сформировался вокруг игр ясно дает понять, что они являются, в первую очередь, массовым развлекательным продуктом и ничем другим, но это, с моей точки зрения, неправильно.
Видеоигра может не только развлекать, но и учить, развивать, давать глубокую пищу для размышлений, наравне с книгами и фильмами. И The Witness существующее тому подтверждение.
Высшая математика, филосовская притча, ультимативный iq-тест, произведение игрового искуства - эти фразы, и не только, будут ассоциироваться у меня с этой прекрасной игрой.
За свидетельство того, что игра может выйти за привычные рамки и критически повлиять на сознание человека, моя оценка - 10/10.
На момент написания этого отзыва, лучшая игра, вышедшая в 2016 году!