Гальские записки Gust-а

Пролог

Не смог удержаться, чтобы не написать эти записки. Спустя столько лет я вновь купил Rome TW в стиме, отдав должное производителю - ибо когда я в него играл ни денег, ни лецензионной версии достать было не возможно. Но стим все меняет и вот теперь я купил за сотенку или около того старый добрый Рим.

Я сразу стал искать какое нить нормальное, большое руководство - и так ничего и не нашел. Отдельные отрывки - урывки информации и не больше - мне просто не у кого было взять и собрать так сказать основные вещи по Риму - и уже начать играть с пониманием. Я человек в целом к TW близкий, но в Рим играл еще ребенком, потому решил что нужно взглянуть на него по иному. После Starcraft 2 я сильно поменял мнение о стратегиях. Если раньше я играл на шару то теперь захотелось выяснить определенные алгоритмы.

В целом я знаком с мультиплеерной частью и имею понятия о мультиплеерных битвах, но это руководство не о них - это о первой кампании - Дом Юлиев. Да наш цвет - красный.

Большей частью все что я напишу - является частично догадками, но в целом вроде бы они работают и выигрывать становится значительно проще.

Что же - приступим.

1. Экономика. Часть 1

Дело в том что Экономика часто уходит из виду большинства игроков - так как всем нравиться просто воевать, а экономика - это так. Раньше я часто смотрел и видел как у компьютера были десятки стеков и не понимал откуда у него столько денег. Но комп еще и читер, а вам то читерить не интересно - мы делаем во всяком случае такое допущение.

И так город. Что же яаляется основной проблеммой? Правильно - бунты и непорядок. Ломают строения и прочее, но как же этого избежать - чтоже это самое сложное.

Я нашел несколько забавных вещей, немного противоречащих друг другу. Дело в том у любого поселения есть шкала налогов - она прямо влияет на бунтовщиков. Все сразу становятся довольны - но... Как бы не так - это слишком просто. Дело в том что если посмотреть в город - то одно из основных составляющих мятежа является бедность.

Что же это такое? Бедность - она помечается иконкой с крысой. Я сначала думал болезнь - но нет именно бедность. Бедность судя по всему связана как то с доходом города и количеством его населения - если город не богат и имеет много населения - бедность растет.

То есть когда вы снижаете налоги - вы повышаете рост населения. Казалось бы это замечательно - но дело в том что бедность продолжет расти, вы снизите еще - бедность со временем вырастет еще и в какой то момент не помогут уже и налоги, уж не говоря о потерянных деньга. Город конечно будет сильно расширяться - но будет постоянно бунтовать. Может быть это тоже вариант, хотя явно не по мне.

В общем - как не ппрадаксально - налоги снижают бедность, ну или как минимум ее рост - потому что население не так быстро прирастает.

Но налоги это еще не все, нужно правильно строить - так сказать build order для города. Дело в том что некоторые здания дают прирост населения - особенно фермы. Там не написано что они дают рост населения, но если открыть графу доходов - то они как раз имеют очень большое влияние на рост населения - значит фермы провоцируют бунты - причем сильнее всех остальных зданий.

Так же не большой рост вызывают бани(акведуки далее) и рынки - там правда рост поменьше, но тем не менее. В общем эти здания лучше не строить в бунтарских городах - лучше строить их где у вас порядок хотя бы 120% - просто игнорируйте их, если не хотите потом подавлять бунты - вам они в целом не особенно нужны, достроите позже когда народ чуть подразживется или вы добавите гарнизона.

Что же это еще не все - первое что нужно в любом городе и должно быть построенно первым - это храмы. Религия - опиум для народа - они напрямую дают порядок без всего. На храмы стоит присмотреться - у римлян их 3 - и брать надо тот что дает 10% счастья - там есть какие то бонусы - но по мне это все хлам, лучше уж город будет спокойнее - так как это будет сказываться всю игру. Такой храм легко может усмирить население. Он напрямую влияет на порядок. Так что это одно из первых строений, которые помогают нам и строить его надо в первую очередь.

Есть еще интересная деталь - когда вы захватываете город - то там могут быть храмы - и эти храмы могут быть прежде всего не вашими - то есть не римскими. Что тогда? Тогда будет минус по культуре - дело в том что жители как бы будут поклоняться своим богам - и противостоять вам - отсюда - никакой толерантности - сносим как только появятся деньги и возможность построить свой храм. Только не сносите - если денег нет или чтото строите в данный момент - это сразу уронит порядок - так что надо постораться вернуть его как можно быстрее - возможно даже стоит сначала построить колизей - а потом снести храм, тогда уже при помощи игр удовлетворять население и строить свой храм.

Из той же оперы апгрейды для бойцов - надо строить апгрейды своей религии - иначе вы не сможете развивать свои.

Колизей - тоже замечательное строение - его тоже надо строить - но лучше после храма. Чем же замечателен колизей? Он помогает решать проблеммы бунтов. Дело в том что он влияет на порядок - казалось бы зачем он? Деньги ведь снижаются так же как и при налогах, но нет. Дело в том что колизей не дает прироста населения - значит не так растет бедность. Отсюда лучше проводить игры раз в день, чем сделать низкие налоги - лучше оставить высокие налоги - насколько можно и поставить частые игры.

Колизей не один в своем роде - есть еще гонки на колесницах - они будут уже в конце игры - когда вы достроите почти до конца свои конюшни - их рекомендую тоже строить - ибо суть такая же и проводить можно и игры и гонки - что так же влияет на мораль. Отсюда видна полезность этого строения - поскольку сложно будет удерживать большие города от бунта без него.

В целом порты ничем не мешают - их можно строить когда угодно - когда есть деньги на них - они повышают доход.

Дорога после колизея и Храма - наверно самое важное - прежде всего в тактическом применении - увеличивает скорость ваших войск, при этом попутно дает доход. Может быть иногда лучше даже построить сначала ее - особенно если вы захватили чужой город и вам нужно мочь приводить подкрепления быстрее - в таком случае дорога наверно даже более важна.

Дорога - тут все понятно - ее надо строить тоже, желательно уже после храма.

Но мы отклонились от нашего любимого населения - и так если их уже много и нищета велика что же может помочь?
Ну в первую очередь гарнизон - безусловно это не плохой вариант сдерживания. Интересная деталь - влияет не мощь и крутость гарнизона - а количество бойцов в нем. То есть кони с их малыми размерами - очень плохо влияют на порядок. Как не странно для рима - самый эффективный юнит для поддержки порядка - крестьяне. Он самый многочисленный, что там говорить и самый дешевый и меньше всего платить надо денег. Понятно что войны они никакие - но об этом позже - когда будут рассказывать о войсках - а так запомните - что крестьяне лучший юнит для подавления беспорядков - их к примеру 120 - какорта всего 80 - а кони вообще 54... То есть крестьянин имеет такой же эффект действия на порядок как 2 конницы или полторы когорты. Так что как минимум пол гарнизона имеет смысл забить крестьянами - в тылу можно и вообще весь гарнизон.

Интересный момент - когда вы заказываете войска - то количество вычетается из населения - то есть вы еще и заказом войск снижаете населения - то есть уменьшаете бедность - это помимо того что и сам гарнизон дает порядок.

Но в какие то моменты уже и гарнизон не может помочь. Есть разные варианты - прежде всего просто бунт - в целом ничего страшного в нем нет - пусть они режут ваши войска - они не смогут убить их - только нанесут урон и частично погибнут сами, вы также тут же можете восстановить свои войска - отсюда как бы еще уменьшите население - и бунт будет по тихоньку спадать.

Есть радикальный метод - вывести свои войска - дать городу взбунтоваться и захватить его - но это как то не очень. Хотя раньше я так делал.

Чума для вас благословение - она снижает численность населения в городе - не надо ее боятся - она способствует порядку. Ну и также война - замечательное средство для удержания порядка - к примеру если вы постояно восстанавливаете побитые отряды из города - это снижает население города и уменьшает бедность - после большой битвы можете просто зайти в город и восстановить свои отряды - это retrain называется(они кстати все разом делаются если кто не знал).

В целом население города растет и со временем влияние гарнизона будет снижаться - будут более важны здания. Но на начальных этапах гарнизон помогает.

И так дальше - повстанцы. Да повстанцы постоянно появляются на карте - казалось бы бог с ними - но нет. Прежде всего повстанцы снижают доход вашей провинции - что морские пираты, что наземные. С ним надо бороться и уничтожать желательно в тот же ход что они и появились. Потери идут достаточно существенные. Так что и не думайте их на долго осталвять.

1. Экономика. часть 2

Интересная вещь - если вы не видите полностью территории своих провинций - то вы можете даже не знать о повстанцах. Отсюда очень желательно расставить вышки, которые строят лидеры по всем не видимым и удаленным территориям. Иначе вы будете терять деньги и даже не знать об этом. Так что потратить эти 200 монет на башню - малая цена, так как в противном случае вы можете потерять тысячи и тысячи - к тому же это предупреждает о противнике - ну или может расставить шпионов. В начале игры у меня была мысль разведки - расставлять везде своих шпионов - но я пришел к выводу что это дороговато - в целом моя тактика на поле боя исключала проблеммы с войсками ИИ - потому в целом уже было не важно когда придут галы - но в целом это довольно забавно когда везде твои шпионы.

Кстати интересная вещь - похоже что шпион в городе возмущает население - и это тоже может влиять на порядок - я завел порядок держать в каждом своем городе по шпиону. Шпионы помогают выявлять вражеских шпионов и их периодически казнят.

Лидеров лучше всего держать в городах - в городах они быстрее плодятся. А также чаще всего лидеры положительно влияют на город - на порядок и на доход. Есть академии - я так понял они для лидеров - и они помогают лидерам обучаться и управлять эффиктивнее. Лидеров нельзя терять - так что лучше их не использовать - пусть сидят в городах, а учиться играть и воевать без них.

При управлении городов - на доход сказывается удаленность от сталицы. В городе есть кнопочка - назначить столицей - старайтесь ставить ее по середине. Удаленность от сталицы увеличивает коррупцию и снижает доход города. Так что имеет смысл назначать столицу в центре вашей империи.

Кстати - там где сенат есть очень удобная вкладка для просмотра городов - там очень удобно админить города - когда их очень много - что бы не ходить по карте - минус только что повстанцев не видно. И их все равно приходиться смотреть в ручную на карте.

Насчет денег - войска стоят денег и за их содержание надо платить деньги. Так что стройте войска с умом - что бы не переборщить. Излишки денег старайтесь тратить - надо стараться чтобы деньги уходили на чтото нужное.

Взятки давать не стоит - слишком дорого - на большой сложности их почти никто и не берет. За те деньги что просят порой можно город отстроить.

Меньше наемников - больше своих собственных войск. Периодически выполняйте миссии сената - могут и денег дать, а если будете игнорить - впаять могут даже денежный штраф.

В целом сказать про экономику мне больше нечего.

2. Выбор состава войск.

Чтоже я к сожалению для себя пришел к выводу что за рим играть из моих представлений крайне сложно - так как основой Римских легионов была пехота... Но это игра и надо понять что всегда есть выбор между определенным типом войск. Дело в том что пехота у рима слабая. Что дается в начале? Крестьяне? Городская стража? - Ими лучше и не воевать - они разбегаются моментом - вроде стража с копьями - но против любой конницы она печальна... Что там дальше гастаты? Ну в начале хотя бы гастаты - юнит безусловно интересный. Но... во первых они должны кидать свои копья - если это хорошо против фаланги - то почти бесполезно против варваров. Гастаты в основном контра ток к бандам с копьями и крестьянам. Любая конницы достаточно легко разгоняет гастатов в лоб (принципы тоже не сильно лучше). Даже мечники галов и бритов сильнее их, особенно если гастаты не успеют кинуть пиллумы. При этом гастотов все равно не кинуть в лоб на фалангу - ее придется разводить. Они пешие и медленные - заколебутся обегать ее. Я уж и не буду говорить о том, что делают с гастатами колесницы...

Ну и что в итоге остается? Да конница. Стрелки - ну что там эти велиты - толку от них мало - опять же только против фаланги - конница разгоняет их сильно - при этом как бы конечно пехоту может еще и можно раздергать. (Есть в мультиплеере и состав такой половина стрелки и половина кони, достаточно эффективен). Стрелки так то контра к колесницам - так как огненными стрелами могут распугивать их издалека. Ну так же еще и слонов.

Артиллерия? Не понятно зачем она нужна. Только хорошо города штурмовать сразу но и то... штурм городов даже в ручную дело долгое и рутинное, в целом я как и Суворов посоветовал бы не брать города и постараться избежать большинства боев за города.

Ну и так... Пехота или конница - дело в том что Рим имеет еще одну забавную особенность - а именно реформы Мария - дело в том что через время все поменяется и там где вы могли строить гастатов - вы уже не сможете строить их аналог - там будет пехота ауксилия. Говорить о ней чтото не стоит - она очень слаба - вроде бы она должна держать конницу - но она не держит. Варваров хоть в отряде много - тех что нанять можно, а этих и мало и они слабые. И вам придется строить еще одни казармы что бы построить легионерскую когорту. И если у вас не много развитых городов, то собственно вы и не сможете построить какгорты вообще в нужном количестве.

А что у нас по коннице? А все просто - только конюшня и вы получаете сначала эквитов, а потом Римскую конницы - при том что римская конница эффективна до конца игры. Дело в том что она дешевая и мощная. Я сначала пытался сочетать пехоту и конницу - но... Пехота тормозит конницу - дело в том что двигаться по карте конница может гораздо быстрее - что дает большую свободу маневра.

Простой пример - у вас есть повстанец - у вас в городе пехота - вы вышли убили повстанца а вернуться уже не можете - в городе беспорядки - и восстановит ьармию вы сможете только позже - конница же может сделать это за один ход. Выйти - выбить противника и вернуться. При этом римская конница и эквиты эфективны почти против всех юнитов... Слонов ток тяжело выбивать.

Получается - 1. конница быстрее
2. конницы сильнее
3. конница дешевле в обслуживании
4. Конницей легко добить противника на поле боя(что часто надо)
Выбор помоему очевиден.

И так конница. Но расчитывать на одну конницу нужно акуратно есть тактика против большинства противников, я опишу ее позже.

По поводу наемных войск - в целом вижу смысл брать гальскую конницу и любую конницу на карте. Пехоту разве что на время - она дорогая и слабая - ее бывает удобно набрать - когда вы осаждаете город и там мало войск - нанимаете пехоты и на автобитве разрешаете ситуцию - быстро захватывая город.

В целом в конце с элитной пехотой римской кавалерии сложно и в теории надо переходить на конницу легиона или на преторианскую. Всякие там серебрянные щиты, перторианские когорты, войны быка у испанцев - очень моральные ребята и выбить их сложно - можно но сложно и долго.

В общем для Юлиев на мой взгляд актуальнее всего именно монголо-татарский стиль. Крестьяне успакаивают города - конница валит повстанцев и завоевывает другие города.

3. Захват города.

Что же вы можете пробовать захватывать города - но на мой взгляд это не самая лучша идея. На мой взгляд куда правильнее просто осождать города - зачем нападать? Узкие пространства - нет маневра, если учитывать что состав моей армии обычно конный - в городе сделать чтото крайне сложно.

Если вы решились захватывать город - то делаете это на свой страх и риск - я обычно делают захваты автоматически если можно - для этого надо одного пехотинца - подходит для тех городов где мало войск - просто осаждаете, приводите пехотинца или нанимаете из наемников и штурмуете. Город ваш - за 2 хода.

А теперь не много читов. Очень удобно заштурмить город когда рядом есть юнит противника и стоит у города. Вы нападайте на него так, чтобы из города вышла подмога, она приходит всегда - отсюда ваша задача перебить подмогу полностью - если никто не уйдет - то в город уже никто не вернется. Учтите что чтобы комп не струсил ваши силы должны быть соразмерны с его силами - тут если у вас конница то комп не учитывает что это конница и не боится - видимо автоучет идет не по силе а по количеству солдат. В общем таким образом вы можете захватить город за один ход.

Так же если у врага есть внешние войска рядом, но не так близко как в предыдущем разе - осаждайте город и враг может напасть на вас сзади и одновременно из города - задача таже - просто убить всех тех кто вышел из города - и город ваш.

Еще один вариант - шпион - шпион засланный в город имеет вероятность открыть ворота в город - это замечательно если войск в городе мало - то на авто битве вы легко можете захватить город в тот же ход что и напали - если шпион сработает - но может и не повезти.

Штурм города конницей крайне не удобная затея - так что не рекомендую в ручную брать города конницей - лучше осождать пока сами не выйдут или уже не умрут с голода.

Что же вы вошли в город - надо ли щадить население? Нет не надо. Бедность зависит от количества населения, к тому же разграбление и вырезание дает вам деньги в казну и снижает население этого города, отсюда порядок в городе еще долго будет хорошим. Так что показательные казни в риме очень помогают... В противном случае к не правильной религии добавиться бедность и бунтовщики из несогласных и город будет быстро выходить из под контроля...

Про снос храмов я уже говорил выше в захваченных городах.

4. Военные постройки

В целом военные постройки особенно и не нужны - разве что кроме конюшен - так как в конце они дают возможность проводить гонки на колесницах.
Если вы выберете стиль манголо-татар - то вам по сути кроме конюшени ничего и не надо. В целом все защитные здания строить тоже смысла нет - ибо обороняться со стен не очень выгодно и довольно нудно и конницей этого сделать не получится - так что какие нить простенькие деревянные стены в самый раз. Учитывая что бонусов они не дают никаких - только при осаде. А мы играем с учетом что мы будем в большом количестве. И диктовать условия будем мы - и за стенами отсиживаться не наша тактика.

Это позволяет в целом сэкономить баснасловные деньги и потратить их на развитие экономики и усиление армии.

5. Враги Юлиев.

Что же чаще всего придется иметь дело с:

- Галия
- Испания
- Британия
- Германия

Со всеми остальными нациями можно столкнуться уже ток в самом конце - они слишком далеко. По разному конечно бывает но мы рассмотрим эти 4.

Итак Галы - самые первые, кто вкусит меча римлян дома Юлиев. В целом на вооружении у них есть мечники, элитные мечники, аналоги велитов, редко лучники, легка варварская конница, тяжелая конница, собачки, банды с копьми и варвары наемники.

Что тут можно сказать - ребята с копьями - слабее ваших гастатов. Коннице они могут противодействовать но крайне слабо - я направляю на них обычно на одного - сразу 2 отряда конницы - тогда и в лоб они достаточно легко бегут.

Мечники - традиционно для серии, ничего не могут противопоставить коннице - только надо чарджить и не оставаться в рукопашном долго. Мечника разгонит и один отряд конницы.


Легкая пехота и лучники - кавалерия прямая контра к ним. Собачки - не много раздражают, но толком ничем не помогают - так что в целом юнит почти бесполезный - они больше против стрелков и велитов.

Мощная сила - это кавалерия. Что у генерала, что легкая, что продвинутая кавалерия - они очень сильны. Пожалуй каждая из них сильнее одного вашего отряда кавалерии - они очень легко опрокидывают гастатов и даже достаточно легко действую против легионеров. Их лучше подавлять 2мя своими конными отрядами на каждый - по сути это самая сильная часть гальского войска.

Испанцы

У них на вооружении иберийская пехота - чтото вроде ваших гастатов, ток послабее. Есть также ребята с копьями, войны быка, собачки, легкая кавалерия и тяжелая кавалерия. Стрелки и аналог велитов.

Войны быка - достаточно сильные ребята - лучше их давить 3мя отрядами кавалерии - они очень моральные и сильные. Кавалерия легкая у них слабая, зато с длинными щитами - тяжелая - достаточно эффективна - на нее лучше травить по два отряда сразу.

С копейщиками - так же как и у галов - они в принципе аналог. Лучше 2мя отрядами в лоб или по тылам шариться.

Иберийская пехота - опракидывается одним отрядом конницы достаточно эффективно.

Британия

В целом британия интересная фракция. У них есть ребята которые бросают головы, стрелки, копейщики, мечники, отборыне мечники, аналог велитов. Вместо кавалерии у них колесницы - есть стрелковые и есть боевые. Они не такие мощные как у Понта и Селевков, но достаточно эффективные. Колесницы в целом - контра к коннице. Колесница при должном использовании разгоняет легко довольно много отрядов конницы.

Их желательно брать с чарджа. Также лучше выстроить отряд конницы как можно плотнее - в 4-5 отрядов - чтобы они застревали в коннице. Иначе они могут разогнать даже три отряда - в общем лучше всего травить три отряда на колесницу - но и это не гарантия что вы сможете ее быстро подавить. В целом чаще всего получается, но бывает по разному.

Стрелковые колесницы - раздражают из далека - на них лучше травить 2 отряда и чтобы они гнались за ними до конца карты - но будьте аккуратны - это все таки колесницы - они могут все равно разогнать два отряда конницы.

В целом с моралью у британцев не очень - массовый удар со всех флангов бывает обращает их в массовое бегство.

Германия

Оригинальная нация - у нее есть фаланга. Причем довольно крепкая и морально устойчивая. Они зачем то берут с собой вопящих женщин постоянно - но они не представляют опасности особой - строя у них нет и один отряд разгоняет этих женщин легко. Так же у них есть копейщики и какая то легкая кавалерия, стрелки и аналог велитов.

В целом опасны в основном фаланги. Если бы комп не был бы глуп и знал тактики то в целом победить германцев конницей было бы крайне трудно. В онлайн режиме есть такой строй - коробочка - фаланги выстраиваются как бы почти кругом - так что ощетиниваются во все стороны, а внутри строя стоят лучники в итоге - конница бесполезна почти полностью становится - так как атаковать фалангу в лоб конницей нельзя - фаланга может разогнать и 5 и 6 отрядов конницы в лоб.

Но к счастью комп не таков - и вы можете его достаточно легко разводить с его фалангами. Остальные юниты достаточно слабы - на копейщиков разве что лучше опять же кидать по два отряда конницы.

6. Тактика конницы

И так пришло время тактики.

1. Клещи.

Если отрядов у вас не крайне много - 6 -10. То имеет смысл разделить их на два крыла и зайти с двух сторон противника. Комп в таком случае остановиться и не будет знать что делать. Если он ринется на одно из крыльев, то просто отходите и уклоняйтесь от боя. Замечательно работает против пехотных армий, где конницы не много или нет вообще.

Лучше всего в крыло брать 4 отряда - по мне это удобнее. И так вот вы стоите а теперь можно дать компу потупить. Часто он начинает высылать конницу вперед или послав всех на ваше крыло и когда вы отходите, конница вырывается сильно вперед - вот тут то вы и отсекаете ее. Массово подавляете конницу не ввязываясь в ближний бой с пехотой.

В общем первая задача - лишить противника мобильных войск - конницы. После того как конница уничтожена - задача вторая - фланговые отряды. Только не трогайте фаланги - их на сладкое. Если силы сопоставимы с вашими то сразу же атакуете с обоих флангов - старайтесь по 2 отряда на копейщиков, генералов и по одному на мечников. Как только где то фланг проваливается - не гонитесь за убегающими - а тут же чарджите дальше - обрушивая фланнг, а затем помогаете другому флангу.

2. Растаскивание.

Когда войск у вас сильно меньше - а врага много. Все также делитесь на два фланга. И начинаете выбивать сначала конницу как и в предыдущем варианте. Выбив конницу - атакуете фланговые отряды - самые крайние. Концентрируйте сразу по три отряда на них - это позволит быстро подавить отряд. Выбив отряд - тут же уходите на перестроение. И так откусывайте по отряду. Пока уже нельзя будет осуществить вариант клешни.

3. Окружение.

И так когда вас очень много - лучше поделится на 4-5 крыльев и окружить противника - ну и давить противника - выманив как всегда сначала конницу - оставив фаланги на последок - выбиваем все отряды пехоты.

4. Работа против фаланги.

Фаланга особенно опасна - не стоит недооценивать ее. Фаланга легко поворачивается назад - если щелкнуть идти назад и нажать стоп - фаланга перевернется - отсюда очень легко с тыла скачущий отряд поймать на копья. Отсюда можно сделать вывод что лучше атаковать с флангов - но это тоже не всегда эффективно. Я использую не много другой вариант. Окружаю фалангу с двух сторон и подхожу спереди достаточно близко чтобы она сагрилась и пошла в атаку, а в это время нападаю с тыла - но с очень близкого расстояния - что бы не успели развернуться. Как только вы въезжаете фаланге в тыл - то отряд спереди тут же атакует разварачивающуюся фалангу - и тоже в тыл - это довольно эффективно. Так же еще есть такая тема что если комп видит что на него бежит конница - то он не повернет назад - значит вы нападаете конницей и в лоб и сзади - но деожите свою конницу выделенной и когда она уже почти добежала(та что спереди) - жмете стоп. И только потом атакуете - когда фаланга начинает разворачиваться.

7. Маленькие но важные мелочи.

Конница при атаке использует копья - но у конницы есть второе оружие - мечи. Она я так понимаю не использует их если не приказать - в общем атаковать лучше не простым кликом -а alt+ клик на противнике - тогда в ближнем бою конница достанет мечи - и будет более эффективна.

Клин на мой взгляд у конницы бесполезен - разве что чтобы пройти сквозь отряд - по мне лучше выстраивать конницу в линию - тогда она наносит удар сильнее. Но надо аккуратно - конница в ближнем бою - после чарджа слаба и если отряд не бежит сразу - то лучше конницу выводить - правда и так есть опасность что она убежит.

У войск есть гуард мод - судя по описанию - войско тогда не преследует противника. А мне лично показалось что конница при включенном гуард мод(щиток такой) - более управляема - без него она бывает кидается на кого попало. Только не вздумайте переключать этот режим во время рукопашной - почему то плохо влияет - и конница разбежаться может. Надо до схватки включить.

Конницей лучше избегать боев в лесу.

Не забывайте использовать хоткеи - гуард мод - D. Q - стрелять не стрелять. Я перенес остановиться с backspace ны S - в старкрафте - этот хоткей использую ну и удобнее - так как часто надо остановить юнит, а до бекспейса далеко.

Во время битвы - противника надо преследовать всегда до конца - не считая следующих случаев:
- отряд героя противника - если убит генерал - отряд в любом случае будет расформирован - гнаться за ним не надо
- войска принадлежат повстанцам - им не куда отступать и они как только побежали - можете выходить.

Авто битва - интересная вещь. Но учтите - конница не учитывается как сила - ее мало - это и плюс и минус - даже 3-1 не факт что вы победите - если только конница. Почему то пехоту компьютер ставит во главу - отсюда лучше автобитва идет с пехотой - особенно хорошо с преторианскими когортами - там автобой идет очень часто в пользу когорты. Она даже одна может разогнать 2-3 юнита.

Чтобы противник не убегал от вас - нападайте похожими силами на него. Так как от большой армии он сбежит - и вам придется за ним гнаться.

Вы можете устраивать засады - если встанете в лесу на стратегической карте. Тогда фигурка вашей армии встанет на колено - это будет означать что она в засаде - от засады нельзя убежать - и расположение будет благоволить вам - порой можно выставить войска даже в тылу противника.

8. Террор вражеских агентов.

Считаю что нельзя позволять вражеским диплотам/убийцам и шпионам шататься по моей территории. Так что никакой жалости - режу всех подряд убийцами. Убийцы интересные ребята. Процентаж у них мало что значит - разве что 95% - это почти 100% что убьет. Если меньше 95% - там уже вообще сложно чтото сказать бывает и при 70% не убивает, а бывает при 8% валит. Убийц можно легко прокачивать - просто атакуйте обчных капитанов - обычных армий перед тем как атаковать серьезные цели. Тогда убийца прокачивается - и порой не хило. Ну и из советоа не убивайте лидеров и персонажей нейтральных и союзных фракций - можно войну схлопотать. Уничтожайте только вражеских агентов.

Также проникайте к противнику - и вырезайте его членов семей - мне как то удалось обезглавить Британию - и она распалась - и перестала меня беспокоить.

9. Победа в компании.

Вы победите только после захвата определенного количества провинций и Рима - зависит от сценария. По мне проще всего сначала захватить нужное количество провинций а потом быстро прихватить Рим. Тогда не придется воевать с остальными фракциями Рима.

Заключение

Удачи вам и побед! То что я написал не истина в последней инстанции - лишь мои наблюдения -если вы понимаете чтото лучше чем я - то напишите в комментарии и я проверю и внесу правки.