SteamDB

» » Как понять суть шахмат, и начать хорошо играть

Как понять суть шахмат, и начать хорошо играть

0. Введение

В шахматы научить играть нельзя, можно только научиться!
Идея написания этого руководства родилась из следующего наблюдения: все начинающие шахматисты проигрывают свои партии из-за незнания или непонимания простых истин, лежащих в основе шахматной игры. Давайте рассмотрим основополагающие правила, следование которым позволит повысить качество Вашей игры и добиться заслуженной победы. Любой шахматный игрок со стажем (или тренер) подтвердит, что следование этим правилам позволило ему выиграть не один десяток партий.

Условно шахматную партию можно разделить на три стадии: начало (дебют), середина (миттельшпиль) и окончание (эндшпиль).

Дебют - это начальная серия ходов, целью которых является вывод собственных фигур на выгодные позиции и предотвращение активного развития фигур противника. Обычно дебюты делятся на открытые, полуоткрытые, закрытые, полузакрытые и фланговые:
  • Открытые - начало партии начинается с хода королевской пешки: 1. e2-e4 e7-e5;
  • Полуоткрытые - белые начинают 1. e2-e4 ..., но чёрные отвечают любым другим ходом, кроме 1 ... e7-e5;
  • Закрытые - партия начинается с хода ферзёвой пешки: 1. d2-d4 d7-d5;
  • Полузакрытые - на ход белых 1. d2-d4 ... чёрные играют как угодно, но только не 1... d7-d5;
  • Фланговые - партия начинается с любого хода белых, исключая 1. e2-e4 ... и 1. d2-d4 ...;
В настоящий момент практически все дебюты изучены и классифицированы, известны все их сильные и слабые стороны. Правильно выбранный и корректно сыгранный дебют - это уже 25% победы! В основе практически всех шахматных дебютов лежит принцип быстрого развития фигур, обеспечения безопасности короля, захвата контроля над центром доски и противодействие дебютным планам соперника.

Если Вы хотите стать сильным шахматистом - обязательно изучите несколько открытых и несколько закрытых дебютов. Уверенная игра в дебюте даст Вам ощутимое преимущество при переходе в миттельшпиль - середину шахматной партии.

Миттельшпиль - это решающий бой и как минимум 50% победы в шахматной партии. Здесь самое главное: самообладание, тактическое мышление и стратегические навыки. В миттельшпиле необходимо подготовить условия для атаки там, где противник наиболее слаб и менее всего подготовлен, и дождавшись нужного момента - атаковать. Целью миттельшпиля является получение неоспоримого материального преимущества, господство в центре или на флангах и получение сильной пешечной структуры, что даст значительное преимущество при переходе в эндшпиль.

Если соперники не допускают заметных промахов в ходе игры, дело почти всегда сводится к эндшпилю. Переход в эндшпиль - это последний аккорд в шахматной партии. Борьба в шахматных окончаниях может проходить в условиях истощенных материальных ресурсов, в виде многофигурных окончаний, и даже в виде сугубо пешечных окончаний. В эндшпиле ценность некоторых фигур кардинально меняется - одни становятся бесполезными и малоактивными, другие же получают преимущество и свободу действия. Так, например, ценность коней падает, а ценность ладей и слонов (не всех) возрастает. Чаще всего шахматные окончания сводятся к различным вариантам ладейных окончаний, где задействованы одна или две ладьи и несколько лёгких фигур или пешек. В любом случае, в любых окончаниях оценивайте правильность и адекватность производимых разменов. Вы должны научиться понимать силу и слабость тех фигур, которые находятся у вас на руках, и тех, которыми распоряжается Ваш соперник. Особое внимание в эндшпиле уделяйте своим пешкам - оценивайте их возможность добраться до поля превращения и переломить игру в Вашу пользу.

Теперь, когда вы знакомы с фазами шахматной игры - переходим к тактическим советам и хитростям. Всегда держите их в голове и следуйте им в игре! Итак, начнём...

1. Вы обладаете позиционным преимуществом если контролируете больше половины полей на шахматной доске

В начале партии, при игре в дебюте, постарайтесь взять под контроль как можно большее число шахматных полей. Любая вражеская фигура или пешка, посягнувшая на такое поле без должного прикрытия или сопровождения, будет уничтожена, но помните - контроль должен быть длительным, только тогда он сможет вылиться в Ваше преимущество.

2. При игре в дебюте развивайте каждым ходом новую фигуру

Если следовать этому совету, то Вы получите быстрое и грамотное развитие уже в начале шахматной партии. В сочетании с первым советом это позволит Вам получить позиционное преимущество и хорошие шансы на удачный переход в миттельшпиль. Не торопитесь атаковать преждевременно! В начале партии играйте только на развитие своей позиции.

3. Не ходите дважды одной фигурой в дебюте

Вы должны понимать, что совершая в дебюте ход одной и той же фигурой, Вы упускаете возможность развития других своих фигур, и, теряя темп развития, помогаете Вашему сопернику. Каждый ваш ход в дебюте должен быть продуктивным!

4. Не выводите ферзя слишком рано

Этим обычно грешат начинающие шахматисты, не понимая простой истины - сила ферзя на ранней стадии игры настолько мала, что ему безнаказанно может угрожать любая фигура или пешка. Более того, при неудачном ходе, находясь на третьей или шестой горизонтали, ваш ферзь может помочь в развитии сопернику, блокируя развитие ваших слонов, коней и пешечной структуры. Пользуйтесь этим правилом вдумчиво: если Вы не видите чёткой цели для хода ферзём в начале партии - не трогайте его, лучше займитесь развитием Ваших фигур.

5. Развивайте коней раньше слонов

Развитие коней в начале позволяет избежать кучи неприятностей. Наиболее сильные позиции для коней в начале игры - это поля c3 и f3 для белых, и c6 и f6 для черных. В этих позициях кони обеспечивают достаточный контроль в центре и на фланге. Кроме того, если слишком рано ввести слона в игру, можно получить угрозу атаки на клетки b2 и g2 для белых, и b7 и g7 для черных. В идеале, первым своим ходом слон должен открывать возможность рокировки для короля, что возможно только при развитом коне.

6. Цель в начале партии - обеспечить контроль за центром

После начала партии берите центр под свой контроль! Помните, что фигуры сильнее при нахождении именно на центральных клетках. Постарайтесь достичь сильного пешечного центра, поддерживаемого другими Вашими фигурами, и это оградит Вас от большого количества неприятностей при переходе в миттельшпиль.

7. Убедитесь, что все ваши фигуры надежно защищены

Если одна или несколько Ваших фигур в ходе партии остались незащищёнными - они могут стать кандидатами на последующее нападение со стороны соперника, что в свою очередь приведёт к перехвату инициативы в игре, и, возможно, началом крайне неприятной для Вас атаки. Если же все Ваши фигуры защищены, то вам бояться нечего. Хорошая защита зачастую является результатом корректного дебюта.

8. Самое плохое место для коня - край доски

В основе этой идеи лежит простая истина - находясь на краю доски конь контролирует на 50% меньше полей, чем он мог бы контролировать, скажем, находясь в центре. Разумеется, к этому утверждению нужно относиться с пониманием, так как вполне возможна ситуация, когда самый сильный ход коня окажется на крайних клетках доски. Просто не забывайте об этом моменте.

9. Максимальной пользы от коней можно ждать только при надёжной их поддержке

Находясь в центре доски, конь получает максимальное превосходство. Он не может быть блокирован другими фигурами в виду своей мобильности и способен обеспечить крепкую поддержку в атаке, но его так же легко прогнать с выгодной позиции, если он не обеспечен соответствующей поддержкой. Поэтому размещайте коней в "дыры" пешечной структуры соперника и обеспечивайте ему крепкую поддержку со стороны своей пешечной структуры.

10. Чтобы проявить себя в полной мере, слонам требуются открытые диагонали, а ладьям открытые вертикали и горизонтали

Слоны двигаются только по диагоналям определённого цвета, соответственно, любое блокирование таких диагоналей уменьшает их мобильность и силу. Если цвет диагоналей, по которым двигается слон совпадает с цветом полей, на которых расположены Ваши пешки, и таких полей достаточно много, то такой слон считается слабым. Фактически, такой характеристикой можно определить тактическую силу слона. При достижении высокого значения такой характеристики слон даже может превратиться в "большую пешку". Примерно такой же замысел кроется и в силе ладей, за тем исключением, что ладьям требуются открытые и полуоткрытые линии (горизонтали и вертикали) чтобы проявить себя в полной мере. Помните о потенциале ладьи! Ладья является тяжелой фигурой и должна принимать активное участие в игре, захватывая горизонтали и вертикали, а не прятаться и защищать пешки.

11. Соединяйте ладьи как можно быстрее

Как уже говорилось ранее - ладьям нужны открытые линии, чтобы проявить себя. Обычно, этими открытыми линиями становятся центральные вертикали d и e. Если Вы добились того, что две ладьи защищают друг друга, находясь на первой или восьмой горизонталях, значит все Ваши фигуры покинули свои начальные позиции, они развиты и принимают активное участие в игре. Добивайтесь такого расклада как можно раньше, не засиживайтесь!

12. Выполняйте рокировку как можно раньше

Рокировка - это удачный вариант для защиты Вашего короля и развития ладьи всего лишь одним ходом! Оцените какая из сторон для рокировки наиболее приемлемая и сразу рокируйте. Если Вы играете открытую партию и опоздали с рокировкой - Вам придётся приложить немало сил, чтобы обеспечить безопасность королю. Будьте осторожны при рокировке в ту сторону, где у противника уже есть, или по крайней мере намечаются полуоткрытые вертикали. Развивайтесь и рокируйте как можно раньше!

13. Избегайте ходов пешками, находящимися со стороны рокировавшего короля

В начале игры, и даже в миттельшпиле основная функция пешек со стороны рокировавшего короля - защита. Любое движение этих пешек создаёт слабости, на устранение которых потребуются лишние ресурсы, особенно, если у противника есть слон на открытой диагонали, ведущей в сторону вашего короля. Разумеется, если ситуация безысходна - Вы можете воспользоваться этими пешками, но важно, чтобы Вы понимали важность этих пешек в начале партии!

14. Не трогайте пешки если они не центральные или не проходные

Пешка - слабейший участник в шахматном сражении. В отличии от других она не может ходить назад, не может контролировать дальние поля, и поля, находящиеся позади или впереди. С этими слабостями можно смириться если правильно развивать пешечную структуру. Смело двигайте центральные пешки вперёд - это поможет Вам занять центр доски и открыть диагонали для развития слонов и ферзей. Проходная пешка - это та пешка, на пути следования которой, и на соседних с ней вертикалях нету вражеских пешек. Проходная пешка всегда стремится к полю превращения и этим оправдывает все свои слабости.

15. Избавляйтесь от отсталых и изолированных пешек и не допускайте большого числа пешечных островков

Отсталые и изолированные пешки - это слабость. Они не могут поддержать Вашу пешечную структуру и зачастую сами требуют поддержки и защиты. Защита таких пешек фигурами является большим расточительством, а наличие большого числа таких пешек - позиционным проигрышем. Смело избавляйтесь от таких пешек и получайте открытые вертикали и диагонали. Пешечные островки - это группы пешек, разделённые открытыми или полуоткрытыми вертикалями. Каждый из таких островков требует от Вас внимания, так как содержит как минимум одну слабую пешку, соответственно, не допускайте большого числа таких островков в Вашей армии, иначе Вы рискуете потерять темп игры и перейти в "бесконечную защиту".

16. Централизуйте фигуры, чтобы сделать их сильными

Любая, даже самая слабая фигура, в центре доски получает контроль над большим числом полей, что в итоге выливается в позиционное преимущество, и даёт варианты развития Вашей игре. С самого начала игры стремитесь завоевать центр! Не забывайте о том, что фигура в центре нуждается в поддержке - обеспечивайте надёжное прикрытие Ваших централизованных фигур. Обладая достаточным контролем за центром, Вы можете перебросить свою атаку на любой из флангов.

17. Получив материальное преимущество - меняйте фигуры, но не пешки, если преимущество у соперника - меняйте пешки, но не фигуры

Понимание этого принципа не требует большого анализа - материальное преимущество всегда останется таковым, если Вы будете вести равноценный обмен. Если преимущество не столь значительно - используйте пешки, чтобы увеличить его. Обратное тоже верно - если преимущество у противника, то смело меняйте пешки с целью уменьшить его шансы на проведение их к полям превращения, и, соответственно, укрепления преимущества.

18. Чтобы сбить атаку - разменивайте атакующие фигуры, а чтобы усилить - меняйте защищающие фигуры противника

Тут всё очевидно – пассивные фигуры в лучшем случае помогут защититься, но никак не помогут получить инициативу в игре. Если Вы накопили достаточно пассивных фигур – это первый признак того, что Ваш соперник в ближайшее время получит атакующее преимущество, которое вскоре выльется в материальное. Соответственно, если Вы видите, что какая-либо фигура соперника доставляет Вам массу неудобств – постарайтесь поймать её на размен. Если соперник останется без активных фигур, то как он сможет атаковать? В большей степени это относится к коням и слонам. Сбивайте атаку соперника при любой возможности – Ваша бесконечная защита не принесёт много пользы. Обратное тоже верно – грамотно оцените возможности Ваших фигур в атаке. Оставляйте те фигуры, которые имеют ключевое значение и меняйте свои пассивные фигуры на защищающиеся фигуры соперника. Уход соперника в глубокую защиту ослабит его в других местах и даст Вам позиционное преимущество.

19. Атакуйте, если вы получили преимущество. Выжидайте и сосредоточьтесь на защите, если вы не обладаете преимуществом

Помните – владея инициативой, Вы можете направить игру в нужное Вам русло и заставить соперника действовать согласно Вашего плана! Атакуйте при получении преимущества, но не забывайте – любая атака должна быть хорошо подготовлена. Оцените возможности соперника перейти в контратаку, и Ваши возможности от неё защититься. Если Вы не подготовлены к защите – начните с защиты прежде чем атаковать. Всегда следите за балансом атакующих и защищающих фигур у Вас и у Вашего соперника.

20. Если при взятии возможны варианты, то отдавайте приоритет взятию в сторону центра

Как было отмечено ранее – не упускайте возможности занять центр. Контроль над центральными полями даёт преимущество, а раз так, то старайтесь контролировать как можно больше центральных полей. Взятие в сторону центра, будь то взятие фигурой или пешкой как раз и даёт Вам возможность получить контроль над центральными полями. Руководствуясь этим принципом, пожалуйста, не забывайте про здравый смысл – если взятие в сторону центра открывает Вашего короля и даёт сопернику возможность перейти в быструю атаку – откажитесь! Не забывайте про постоянную оценку игровой ситуации!

21. Двойная атака - путь к появлению форсирующих ходов

Атакуя сразу несколько фигур или слабостей в позиции соперника, Вы заставляете его тратить темп и драгоценные ресурсы на защиту. Атаку на два объекта гораздо сложнее отразить, а атаку на большее количество - ещё сложнее. Трата ресурсов на защиту рано или поздно предоставит Вам хорошую возможность для форсирующих ходов, которые закончатся материальным преимуществом. Всегда создавайте несколько угроз на доске для Вашего соперника! Всё как в жизни - чем больше проблем, тем труднее с ними справиться и тем сильнее это деморализует соперника.

22. Всегда уделяйте особое внимание форсирующим ходам

Грубо говоря, сила Вашей позиции зависит от наличия, количества и качества форсирующих ходов: взятий фигур, «вилок», превращений пешек, угроз шахом и так далее. Именно наличие таких ходов оказывает влияние на ход партии. Что касается шаха – объявляйте его при первой возможности, так как он не может быть проигнорирован соперником, и потребует определённых сил для его ликвидации. Форсирующие ходы в условиях ограниченного времени (в так называемых «быстрых шахматах») – это ключ к победе, так как Вам не нужно тратить время и продумывать все возможные комбинации, и Вы ограничиваетесь только поиском качественной реализации форсирующих ходов. Более того, это позволит Вам вырабатывает хорошую привычку и понимание той или иной комбинации возможных ходов.

23. На фланговую атаку нужно отвечать контрударом в центре, и прежде чем атаковать на флангах, следует обезопасить себя в центре

Пожалуй, это основной принцип из классической шахматной школы, сформулированный ещё Стейницем. Как уже много раз говорилось ранее – фигуры лучше всего чувствуют себя в центре доски, поэтому лучше избежать глубокой обороны на краю доски, где фигуры будут урезаны в своих возможностях, что однозначно приведёт к потере темпа с Вашей стороны. Получив атаку на фланге – централизуйте фигуры и действуйте решительно. Возможно, что Вам придётся сделать жертву в центре, чтобы занять перспективное для Вас положение на центральных полях доски.

24. Никогда не упускайте из-под контроля поля f2 и f7

Существует достаточное количество дебютов, позволяющих получить контроль над этими полями, и они существуют не зря! Поля f2 и f7 являются одними из самых слабых полей в начале игры, так как прикрываются только королём. Если Вы зазеваетесь и пропустите какую-нибудь быструю комбинацию с использованием коня и слона, целью которых являются поля f2 или f7 – в лучшем случае не самый приятный миттельшпиль Вам обеспечен. В худшем случае – потеря рокировки и реальная угроза мата. Всегда помните об этих полях! Это крайне уязвимые пункты в Вашей структуре в начале игры.

25. Чёрные – догоняющая сторона! Смиритесь с этим!

Наверное, найдётся много игроков, которые попытаются оспорить это утверждение – мне всё равно. Просто запомните – при игре чёрными Вы играете вторым номером, Вы как минимум на пол шага позади Вашего соперника! При игре чёрными прежде всего играйте на уравнение, и только потом на получение инициативы! Слишком много примеров в истории, когда белые наказывают чёрных за излишнее рвение в получении инициативы вначале игры. Играя за чёрных всегда делайте в начале игры здоровые развивающие ходы, направленные на получение чёткого контроля за центром.

26. Король - сильная играющая фигура, а не памятник!

Самая большая опасность получить мат существует в дебюте и миттельшпиле. Соответственно, миссия обеспечения безопасности короля в эндшпиле требует не так много ресурсов, как в начале или середине игры. Всегда подключайте короля к игре в эндшпиле, когда миновала опасность получить мат! Большинство эндшпилей выигрываются только при поддержке короля. Не забывайте про это.

27. Свои идеи и догадки проверяйте дважды

Да, именно дважды! Не семь раз, не два с половиной, а именно дважды! В любых планах и тактических комбинациях есть пробелы, которые не видны при первичном анализе. Если в ходе реализации Вашей комбинации планируется материальная жертва – это верный признак того, что всё нужно перепроверить дважды. Если Вы определились с ходом кандидатом – не торопитесь, подумайте ещё раз, всегда ищите более сильное продолжение чем то, что Вы увидели!

28. Во время игры действуйте по схеме "вопрос-ответ"

Как бы это глупо не звучало – научитесь вести диалог с самим собой во время партии. Задайте себе вопрос и получите на него полный исчерпывающий ответ. Вопросы и их очерёдность Вы можете придумать себе сами, но ответ на них всегда должен быть исчерпывающим и честным! Рассмотрите список вопросов-кандидатов: «Все ли мои фигуры защищены?», «Все ли фигуры соперника защищены?», «Что мной было упущено в текущей позиции?», «Что было упущено соперником в текущей позиции?», «Что даст мне этот ход?», «Что даст этот ход моему противнику?», «Какие слабости есть у моего противника?», «Какие слабости раскроются если я сделаю этот ход?»

29. Практика - анализ, практика - анализ, практика - анализ!

Разумеется, Вы не станете Магнусом Карлсеном или Сергеем Карякиным прочитав это руководство. Вы не станете ими даже сыграв сто партий подряд. Любая практика должна сочетаться с критическим анализом Ваших действий! Всегда играйте с соперниками разных уровней, всегда делайте чёткий анализ каждой партии. Вы должны понимать, какие советы из этого руководства Вами были использованы, какие Вам предстоит использовать, какие ошибки были допущены, что можно было бы сделать чтобы их избежать. Всегда стремитесь к совершенному исполнению задуманных Вами идей и комбинаций, проводя их анализ после игры.

30. Не бойтесь Вашего противника, не жалейте его, не относитесь к нему легкомысленно

Не смотрите на рейтинг Вашего соперника. Его рейтинг – это его заслуга. Вы здесь чтобы показать кто Вы есть, и из предстоящей игры Вы должны вынести хороший и запоминающийся урок. Как бы не был хорош рейтинг соперника, ему ещё предстоит показать на что он способен. Никогда не подходите к доске с мыслями о поражении! Пока длится партия – никаких чувств к сопернику быть не должно быть. Любые чувства с Вашей стороны – это преимущество для соперника и отвлечение Вашего внимания. Всегда учитесь владеть чувствами и мыслями пока Вы находитесь за доской. Запомните – партия никогда не пойдёт своим чередом по накатанной плоскости. Любой соперник, даже самый слабый способен на сюрприз. Никогда не расслабляйтесь! Только упорная работа, анализ и концентрация сделают Вас фаворитом в шахматной партии.

Заключение

В заключение хочу ещё раз сказать - никогда не забывайте об этих правилах, а лучше прочитайте их несколько раз и попробуйте реализовать за шахматной доской – только так Вы поймёте, как это работает. Желаю всем удачи! Встретимся на просторах шахматных лабиринтов! Всего доброго! скачать dle 10.6фильмы бесплатно