Гайд по настройкам мыши

Введение.

Этот гайд изначально написан для Left 4 Dead 2, но я решил скопировать его в CS, потому что все сказанное применимо к обоим играм. Наверное многие из тех, кто давно играет в Сounter-Strike, хоть раз задавались какими-нибудь из приведенных ниже вопросов.

- Что такое DPI мыши? Как его настроить? Как он связан с ползунком скорости мыши в Windows?
- Почему профессионалы рекомендуют играть с низким DPI? И как так можно играть, совсем неудобно же!
- Как сделать, чтобы чувствительность мыши в игре была такая же, как на рабочем столе?
- Почему мышь так сильно тормозит, и как это исправить?
- Как связаны между собой DPI и параметр «чувствительность мыши» в игре?
- Что такое ускорение и фильтр мыши в игре, и «повышенная чувствительность установки указателя» в Windows? Включать их или отключать?
- Можно ли нормально играть, не разбираясь со всеми этими параметрами?
- Что можно сделать с помощью макросов и скриптов для мыши?

Честно говоря, написав список всех этих вопросов, я даже сам немного запутался, хотя считал, что хорошо разбираюсь в настройках мыши. Поэтому я буду писать этот гайд, параллельно разбираясь во всех непонятных моментах. В конце гайда я попробую дать краткие ответы на заданные выше вопросы. Если не хотите читать найд целиком, пролистайте и найдите ответы в конце.
Также пишите в комментарии, что вы думаете об идеальных настройках мыши для CS.

Из чего складывается чувствительность мыши?

Для начала: мыши бывают двух типов – «оптические светодиодные» и «оптические лазерные» (кроме старых мышек с колесиком). Оптические светодиодные часто называют просто оптическими, в противовес лазерным. Да, мы привыкли, что лазеры в играх имеют красный цвет, поэтому кто-то считает лазерными те мышки, сенсор которых светится красным. На самом деле наоборот, это светодиодные мыши. Если же вы не видите в своей мыши свет от сенсора, это еще не значит, что она лазерная – может быть, свет просто тусклый и виден только с одного ракурса.

Где-то говорят, что лазерные мыши более современные и точные, чем светодиодные. Где-то говорят ровно наоборот. Так или иначе, среди современных топовых моделей встречаются и те, и другие, и профессиональные игроки в CS:GO используют обе разновидности (однако чаще все же светодиодные – говорят, что они точнее при быстрых движениях).

Оптическая мышь (будь она светодиодной или лазерной) работает по следующему принципу: Свет от светодиода или лазера освещает участок поверхности под мышью, отраженный свет проходит через увеличивающую линзу и попадает в миниатюрную цифровую камеру. Количество пикселей в этой камере по одной из сторон составляет всего несколько десятков.



Картинка с камеры считывается тысячи раз в секунду (Logitech G502, например, делает 12000 снимков в секунду), и микропроцессором мыши анализируется то, как эта картинка смещается со временем. Например, если картинка движется влево, то следует отправить на компьютер информацию, что мышь дижется вправо.

Что такое DPI?

DPI – это вовсе не скорость мыши. DPI переводится как «dots per inch», или количество точек на дюйм. DPI означает физическую длину на коврике, которая соответствует одному пикселю на сенсоре. Например, если один пиксель на картинке соответствует длине 4 микрометра, тогда один дюйм соответствует 6350 пикселам, и разрешение вашей мыши – 6350 DPI. Заметьте, значение DPI ничего не говорит ни о том, сколько пикселей в сенсоре, ни о качестве сенсора (количестве шумов в нем), ни о частоте работы сенсора.

Экстремально высокие значения DPI – это лишь маркетинговый ход, сенсор может давать на таких значениях DPI слишком много шумов, что приведет к проблеме акселерации (см. раздел «Почему мышь тормозит?»). Кроме того, производители могут идти на уловки и пытаться получить 12000 DPI из 3000 DPI с помощью компьютерной интерполяции, а не уменьшения размер сенсора – такое «улучшение» вряд ли скажется на точности позиционирования мыши.

Если кратко, то мышь с 12000 DPI может быть менее точной, чем мышь с 1000 DPI. И наоборот, мыши со слишком низким DPI подвержены той же проблеме. При высоких скоростях движения мыши по коврику оценка перемещения происходит неправильно. См. подробнее в разделе «Почему мышь тормозит?».

Итог: слишком высокие значения DPI, как правило, лишь маркетинговый ход. Если в вашей мыши DPI регулируется (обычно нужно установить специальное ПО для этой мыши), то лучше не устанавливать максимальный DPI, а выбрать тот, на котором мышь будет наиболее точной. Как правило, это 400 или 800 – разницы в точности особой нет.

Еще раз, DPI влияет и на скорость мыши, однако главное предназначение его регулировки – настройка точности мыши. Скорость же можно подкорректировать ползунком скорости в игре.

Что такое скорость указателя в Windows?

Есть вы откроете настройки мыши в Windows (ищите их в панели управления), то увидите ползунок скорости, который можно установить в одну из 11 позиций. Шестая – позиция по умолчанию. Рекомендуется не менять этот параметр, потому что при его повышении мышь будет проскакивать часть пикселей, что затрудняет прицеливание в голову.

Впрочем, вы можете заставить игру игнорировать все параметры мыши, указанные операционной системой, введя команду «m_rawinput 1». Рекомендуется именно так и сделать. Тогда вы можете поставить в Windows комфортную для вас скорость мыши, и на игру это не повлияет. CS:GO использует этот параметр по умолчанию, в Left 4 Dead 2 же его надо устанавливать самостоятельно.

Повышенная точность установки указателя – а это что такое?

Еще один параметр Windows, который понижает чувствительность на низких скоростях и повышает на высоких. Однако говорят, что при скорости больше 1 м/с мышь начинает вести себя странно. Так или иначе, я это не проверял, для геймера это ненужная и вредная настройка, и она игнорируется игрой при включенном raw input (см. выше).

Чувствительность в игре и на рабочем столе.

Чувствительность мыши на рабочем столе.

Предположим, что мы не трогаем скорость указателя в настройках и оставляем его в значении по умолчанию 6/11. Тогда скорость движения мыши будет напрямую связана с тремя вещами: DPI мыши, разрешением экрана и «скоростью указателя» в настройках. Поскольку DPI выбирается из соображений точности, а разрешение фиксировано, то вам остается подкорректировать скорость указателя для комфортного для себя значения.

Чувствительность мыши в игре

Скорость движения мыши в игре (при включенном raw input) задается двумя вещами:

1) вашим DPI
2) ползунком в настройках, или переменной sensitivity (это одно и то же).

Попросту говоря, эти значения перемножаются. Поскольку DPI выбирается из соображений точности, то sensitivity подбирается так, чтобы задать оптимальную скорость мыши.

В Left 4 Dead 2, в отличие от CS:GO, нельзя указать отдельно чувствительность мыши при использовании оптического прицела (есть переменная zoom_sensitivity_ratio, но ее значение игнорируется игрой, т. е. сбрасывается при заходе в игру, как и значение многих других launcher-переменных).

Как сделать, чтобы чувствительность мыши в игре была такая же, как на рабочем столе?

Вопрос сам по себе не совсем корректен, потому что чувствительность на рабочем столе определяется в пикселях на единицу пути, пройденного мышью, а в игре чувствительность определяется в угловом смещении на единицу пути.

Однако можно сделать так, чтобы движение прицела по удаленному объекту в игре напоминало по скорости движение мыши по рабочему столу. Тогда визуально чувствительности мыши в игре и на рабочем столе будет одинаковы.

Если вы передвигаете мышь по горизонтали, то величина смещения определяется количеством «тиков» мыши. На рабочем столе один тик равен смещению на один пиксель, если установлено значение скорости указателя 6/11. В противном случае, ticks * (mousespeed / 6) = pixels. В игре один тик равен смещению на 0.022 градуса (переменные m_yaw, m_pitch) при чувствительности 1. В противном случае, ticks * sensitivity * 0.022 = degrees. На рабочем столе поле зрения по горизонтали в пикселях равно ширине экрана. В игре поле зрения по горизонтали в градусах зависит от формата экрана, пускай оно равно yaw градусов. Эти yaw градусов занимают количество пикселей, равное ширине экрана, поэтому (так как перспектива в игре не сильно искажена) pixels / degrees = width / yaw, или pixels * yaw = width * degrees. Подставляем значения degrees и pixels: ticks * (mousespeed / 6) * yaw = width * ticks * sensitivity * 0.022. Отсюда получаем формулу:

sensitivity = (mousespeed / 6) * yaw / width / 0.022

yaw = 90, если формат 4:3
yaw = 100, если формат 16:10
yaw = 106, если формат 16:9
mousespeed – скорость в настройках мыши windows (от 1 до 11, по умолчанию 6)
width – ширина экрана в пикселях

Например, у меня mousespeed=6, yaw=106, width=1920. По формуле получаем, что для совпадения сенсы на рабочем столе и в игре sensitivity должно быть равно 2.51. С такой сенсой я играю уже давно. Однако ставить именно такую сенсу вовсе не обязательно.

Почему мышь тормозит? Что такое ускорение и фильтр мыши?

Первая и основная проблема: при быстром движении сенсор мыши может сильно соврать, и прицел пройдет расстояние процентов на 30 меньшее, чем при медленном, хотя физически мышь прошла одно и то же расстояние. Это и есть то, что называют «акселерацией». Точнее, акселерация мыши – это решение, а проблема по-научному называется «resolution error versus speed». Она связана с самим принципом работы сенсора, с наличием цифровых шумов при его работе.

«When you move a mouse, there’s only one “right” direction for the sensor to read: the exact direction you’re moving. When the sensor picks up noise, that’s adding “counts” of movements in the wrong directions—little tiny movements upwards or downwards as you move the mouse sideways, for example. Adding those incorrect counts is changing the number of count you'll have at the end [of a mouse movement]. So if you travel full horizontal but your system is doing something like that, you will lose a part of the horizontal motion, because part of the horizontal motion will be reported vertically, so at the end, your trajectory will be shorter.»
Эта проблема решается таким параметром мыши, как ускорение, или акселерация. В CS:GO и Left 4 Dead 2 есть настройки акселерации, которые стоит активировать только тогда, когда мышь ведет себя неправильно на высоких скоростях. Попробуйте провести мышью по коврику одно и то же расстояние, сначала медленно, затем быстро. Если смещение прицела в игре различается, то вам стоит активировать акселерацию. За нее отвечает переменная m_customaccel, по умолчанию она равна 0, чтобы включить акселерацию, установите ее значение в 1. Три параметра акселерации: m_customaccel_exponent, m_customaccel_max, m_customaccel_scale. Подробно про то, как эти параметры задают акселерацию, написано здесь (формула одинаковая для Left 4 Dead 2 и CS):

https://developer.valvesoftware.com/wiki/List_of_L4D2_Cvars

В CS настроить величину акселерации можно ползунком в настройках, но тогда вы сможете изменять только один параметр, а не три.

В игре есть еще такой параметр, как фильтрация мыши – он сглаживает ее движения. Если ваша задача – точно стрелять, то я думаю, что он вам не нужен. Значение этого параметра можно изменить в настройках или через консоль.

Чтобы задать все требуемые настройки, создайте файл «Counter-Strike Global Offensive/csgo/cfg/autoexec.cfg» и впишите в него следующие строчки:

m_rawinput 1
m_mousespeed 0
m_customaccel 0 // если вышв мышь работает нормально, и вам не нужна акселерация
m_filter 0 //если не хотите сглаживать движения мыши
m_filter2 0 //не знаю, что это, но лучше пропишите
sensitivity 2.5 //здесь укажите ту скорость, которая вам нравится

Файл autoexec.cfg исполняется всегда, когда вы заходите в игру. Подробнее об autoexec (опять же для Left 4 Dead 2, хотя почти все это работает и в CS) читайте в моем другом руководстве:

http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=637675229
Есть и другие проблемы, связанные с мышью. Например, неприлично большое время отклика мыши в игре. Проблема скорее всего связана с тем, что вы используете беспроводную мышь. Такие мыши, особенно дешевые, обладают большим временем отклика. Если вы не можете заменить мышь на проводную, то попробуйте отключить raw input («m_rawinput 0» в консоли). Не знаю почему, но в моем случае это уменьшило время отклика.

Еще одна проблема: при высоких скоростях движение мыши занимает 1/5 секунды, тогда как то же движение на экране почему-то растягивается по времени до 1/2 секунды. Я встречал эту проблему на мыши Genius Netscroll 100. Это модель низшей ценовой категории, на более качественных моделях такой проблемы я не замечал. Поэтому просто смените мышку или медленнее двигайте ей по коврику.

Какую чувствительность выбрать?

«На практике почти все киберзадры играют на низкой чувствительности при 800 DPI,на тряпичном толстом ковре и дорогой мыши ,типо сенхайзера,за пару-тройку косых,минимум. Потому что,чем меньше сенса,тем легче попасть на средних и дальних дистанциях,сводя к минимуму дерганья мыши,придавая ей плавности и аккуратности движения. Минус всего один: вблизи приходится яростно крутить мышью во все стороны.»
Мышь сенхайзер. Вы слышали, да? Не я это писал, но про особенности низкой чувствительности написано хорошо.

Еще раз напомню, что сенса – это DPI*Sensitivity. Привычная сенса – далеко не всегда самая лучшая. Уменьшив ее в 2-4 раза, обычно чувствуешь неудобство, но потом начинаешь стрелять лучше, чем раньше.

Многие игроки, не сильно думающие о точности стрельбы, играют на очень высокой сенсе. Это удобно, потому что не нужно делать много движений, но навестись точно на цель, особенно движущуюся или очень маленькую, будет сложно. Некоторые играют на умеренно высокой сенсе. При этом используется аиминг кистью руки – он более быстрые, но менее точный, чем прицеливание всей рукой. Наконец те, кто ставит низкую сенсу, покупают большой коврик и прицеливаются сразу всей рукой.

Как выбрать мышь?



Этот гайд написан для Left 4 Dead 2. В это игре нужны быстрые точные движения, поэтому все остальные характеристики мыши ничего не значат по сравнению со способностью мыши точно обрабатывать все ваши движения рукой. Даже некоторые разрекламированные игровые мыши часто при резких движениях руки начинают тупить (см. раздел «Почему мышь тормозит?»). Я говорю о бывшей у меня некогда A4Tech x7. С этой стороны Logitech G700 и G502 проявили себя намного лучше, но и цены у них соответствующие.

Второй по важности пункт при выборе мыши – это тонкий и гибкий провод. Нет ничего неприятнее, чем когда провод все время тянет в свою сторону и мешает вам двигать мышь. К сожалению, тяжелым проводом обладают многие топовые модели, такие как Logitech G502. Если убрать руку с мыши, то она под действием согнутого провода может начать сдвигаться в сторону – а это значит, что при прицеливании к мыши прикладывается дополнительное непредусмотренное усилие. Следите также за ворсистостью провода – он может начать цепляться за край коврика.

Посмотрите на форму мыши, проверьте как она лежит в руке. Даже к мыши самой неказистой формы можно привыкнуть, но мышь анатомической формы все же лучше.

Лично я не уверен, что легкая мышь лучше тяжелой (в разумных пределах). Возможности кисти руки намного превышают тяжесть мыши, поэтому к относительно тяжелой мыши можно привыкнуть и обращаться с ней ничуть не хуже, чем с легкой.

Изучите текстуру поверхности мыши. Если в ней много углублений, то туда рано или поздно забьется грязь. Очищая мышь, вы рискуете повредить поверхность, если она прорезиненная.

Очень рекомендую те мыши, у которых слева есть пара дополнительных кнопок – назначьте им какие-нибудь действия. После того, как у моей Logitech G502 сломалось колесико (по моей вине, не брак), я перебиндил оптический прицел на боковую кнопку – так оказалось даже удобнее. Вторую кнопку я забиндил под скриншот. В WoW боковой кнопке можно назначить прыжок – тогда вы сможете передвигаться и прыгать с помощью одной мыши (зажатие одновременно mouse1 и mouse2 означает бег вперед).

Если у мыши есть два механических решима колесика, пошаговый и инерционный, то это несомненный плюс. В инерционном режиме можно очень быстро пролистывать разные документы. Также если забиндить +jump на mwheeldown, то это гарантированный баннихоп в СS:Source (но не в Left 4 Dead 2 – там спам команды jump ничего не дает из-за особенностей движка).

Если колесико может двигаться влево-вправо, это тоже плюс. Такое особенностью обладают мыши Logitech.

Если колесико мыши крутится со слишком громким звуком, то поначалу это может смутить, однако к этому быстро привыкаешь.

Посмотрите на точки опоры мыши. Если пластиковые ножки приклеены, то они могут начать отклеиваться и цепляться за коврик. Если вы оторвете одну из них, то ради сохранения устойчивости придется оторвать и все остальные – получите мышь-инвалид. Лучше, когда ножки держатся крепко или вообще металлические.



Посмотрите, поддерживает ли ваша мышь макросы (см. ниже) и специализированное ПО. Лучше, если да.

Немного насчет беспроводных мышей. Такая мышь в принципе может обладать хорошим временем отклика, хорошей батареей и хорошим сенсором, но каждый из пунктов добавляет мыши стоимость, поэтому производители стараются на чем-то из перечисленного сэкономить. Поэтому за те же деньги, и даже за бОльшие деньги, вы рискуете получить менее качественную мышь, если возьмете беспроводную мышь вместо проводной. Если хотите узнать о беспроводных мышах подробнее, читайте их обзоры. И еще имейте в виду, что батарейка увеличивает вес мыши.

Следующие ссылки могут помочь при выборе конкретных моделей:

http://on-winning.com/cs-go-config-setup-settings-monitor-mice-sensitivity-pros/

http://www.pcgamer.com/the-best-gaming-mouse/

Что можно сделать макросами для мыши?

Logitech предоставляет возможность писать для своих мышей простые макросы. A4tech дает возможность писать более сложные скрипты. Я никогда их не использовал, но видел их синтаксис.



Возможные применения скриптов:

1) Скрипты для оружия из Counter-Strike минимизируют его отдачу за счет движения мыши
2) Закриптовать можно и команды клавиатуры, например прыжок с определнными интервалами, чтобы делать баннихоп (работать будет только на ровной поверхности)
3) ЛКМ+ПКМ одновременно позволит сделать панчрок танком в Left 4 Dead 2.
4) Можно заскриптовать мгновенный поворот на 90 или 180 градусов.

Ответы на вопросы.

Что такое DPI мыши? Как его настроить? Как он связан с ползунком скорости мыши в Windows?

DPI мыши можно настроить только если мышь поддерживает эту функцию (есть специальное ПО). Тогда DPI лучше устанавливать в районе 400-800, а скорость мыши настраивать переменной в игре. Также следует ввести команду m_rawinput 1. Ползунок скорости в Windows позволит при заданном DPI настроить удобную скорость мыши на рабочем столе.

Почему профессионалы рекомендуют играть с низким DPI? И как так можно играть, совсем неудобно же!

При низкой сенсе увеличивается амплитуда работы мышц руки, и соответственно точность их работы. Это позволяет легче делать хедшоты, однако на близком расстоянии придется делать большие движения мыши. В Left 4 Dead 2 низкая сенса не столь важна, как в CS.

Как сделать, чтобы чувствительность мыши в игре была такая же, как на рабочем столе?

См. формулу в конце раздела «Чувствительность в игре и на рабочем столе».

Почему мышь так сильно тормозит, и как это исправить?

Первый вариант – у вас беспроводная мышь, купите проводную. Второй вариант – вы слишком быстро двигаете мышью, ваша мышь не расчитана на такую скорость, двигайте мышь медленнее или же настройте акселерацию.

Как связаны между собой DPI и параметр «чувствительность мыши» в игре?

Они перемножаются. См. ответ на первый вопрос.

Что такое ускорение и фильтр мыши в игре, и «повышенная чувствительность установки указателя» в Windows? Включать их или отключать?

Фильтр мыши – сглаживание ее движений. Акселерация – исправление поведения мыши на высоких скоростях, см. раздел «Почему мышь тормозит?». Если ваша мышь точно слушается вас, отключайте обе функции. Повышенная чувствительность установки указателя в windows на игру не влияет, если установлено m_rawinput 1, рекомендуется так и сделать.

Можно ли нормально играть, не разбираясь со всеми этими параметрами?

Можно достаточно хорошо играть, зная и настраивая только параметр «чувствительность» (sensitivity). Но если у вас низкая сенса и хорошая мышь, то чтобы выжать из нее максимум, настраивайте DPI и другие параметры. Также см. раздел «Какую чувствительность выбрать?».

Что можно сделать с помощью макросов и скриптов для мыши?

См. соответствующий раздел.

Goodbye!