SteamDB

» » Советы начинающему пилоту

Советы начинающему пилоту

Советы начинающему пилоту


0. Вступление



В этом гайде я выложу несколько глав из книги Apex, что была получена мной вместе с покупкой коллекционного издания Gran Turismo 5. В этих нескольких небольших главах дана элементарная информация о том как следует управлять автомобилем, которая, как показывает практика, порой неизвестна даже водителям со стажем.Советую прочесть полностью, пускай и некоторая информация будет казаться скучной и "для дураков" так как часто в последующих главах вспоминается о том, что говорилось в предыдущих.Все рисунки кликабельны, так что не нужно себе глаза портить, смело увеличивайте и разглядывайте их на весь экран. Если найдёте орфографическую или пунктуационную ошибки, пожалуйста напишите о том в какой главе, где именно она совершена. Это поможет сделать гайд чуточку приятней для чтения.Надеюсь вам понравится и вы откроете для себя много нового. Ваш DDM





1. Роль шин и сцепление с трассой



Полезная сила трения
Вес/колеса = нагрузка В автоспорте от выбора шин может зависеть результат соревнований. Невозможно выиграть хотя бы одну секунду, полагаясь только на двигатель, а правильный выбор шин дает то самое преимущество, которое отделяет первое место от второго.Перед тем как включить зажигание, давайте осмотрим машину. Среди множества узлов и агрегатов, из которых она состоит, только шины находятся в постоянном контакте с дорогой. Из этого легко сделать вывод, что шины оказывают существенное влияние на поведение автомобиля. Можно без преувеличения сказать, что даже самый мощный двигатель и самая эффективная трансмиссия не значат ничего, если гонщик не использует в полной мере возможности шин. Понимание того, как они влияют на характеристики автомобиля - первый шаг на пути к победе. Помниге об этом, готовясь к гонкам. Автомобиль с выключенным двигателем стоит неподвижно благодаря силе трения между шинами и дорожным покрытием. Та же сила трения позволяет ему тронуться с места, когда Вы жмете на газ. Эту силу, с которой шины «цепляются» за поверхность дороги, так и называют - сцепление с трассой. Сцепление с трассой может сильно меняться в зависимости от множества разных усповий. Никогда не забывайте об этом! Самый простой пример - гонки в дождь. На мокрой трассе сила трения уменьшается, и колеса начинают проскальзывать. Однако сцепление с трассой зависит не только от состояния покрытия, но и от самой машины, в первую очередь - от ее веса и распределения нагрузки между передними и задними колесами. Вес машины распределяется между четырьмя её колесами. Если машина стоит неподвижно, вес распределяется равномерно. Однако при движении вверх по склону распределение веса смещается в сторону задних колес, а при резком торможении - в сторону передник. В этом разделе мы будем называть вес, приходящийся на те или иные колеса, термином «нагрузка». Нагрузка очень сильно влияет на силу трения. При ее повышении сцепление с трассой улучшается, а при уменьшении - ухудшается.
Зависимость силы трения от дорожного покрытия
Бетон (сухой)1,0 / 0,5
Бетон (мокрый)0,9 / 0,4
Асфальт (сухой)1,0 / 0,5
Асфальт (мокрый)0,9 / 0,3
Гравий0,6 / 0,4
Свежий снег0,4 / 0,35
Укатанный снег0,3 / 0,2
Гололёд0,2 / 0,1
Нагрузка постоянно меняется
При движении автомобиля нагрузка на шины постоянно меняется. Так, во время разгона увеличивается нагрузка на задние колеса. В результате задние колеса лучше держат дорогу, а передние - хуже. Поскольку руль машины связан именно с передними колесами, при разгоне ухудшается управляемость.Советы начинающему пилотуС другой стороны, при торможении нагрузка на передние колеса увеличивается, а на задние - уменьшается. В результате автомобиль мажет утратить стабильность движения и уйти в занос. (Рис. 1-1). Когда вы нажимаете педаль газа, наибольшая нагрузка приходится на задние колеса, а когда опускаете - на передние. Это можно почувствовать ступней. При повороте вступает в действие центробежная сила, направленная в сторону внешней обочины поворота. В результате нагрузка на внешнюю пару колес возрастает, а на внутреннюю - уменьшается. Грамотно используя распределение нагрузки, вы можете существенно улучшить свой результат на трассе. Понимание этого процесса - первый шаг к профессиональной технике вождения. Знания, почерпнутые из этой главы, очень пригодятся вам в дальнейшем, поэтому постарайтесь их запомнить.
ColumnМы могли бы ограничиться вышеизложенным, если бы автомобиль ехал в вакууме. Однако при гоночных скоростях на машину действует аэродинамическая прижимающая сила - и весьма значительная, надо отметить. Воспринимайте ее как дополнительную нагрузку на колеса, распределяемую по другим принципам. Так, когда автомобиль «зарывается носом», аэродинамическая нагрузка на передние колеса увеличивается, а на задние - уменьшается ровно на ту же величину.
Сцепление с трассой и диаграмма трения
Если тормоз выжат до отказа, машина не будет слушаться руля.Рассмотрим поближе сцепление с трассой. Каждая шина одномоментно касается дороги толька в одном месте. Усредненная точка сцепления всех четырех колес может смещаться вперед, назад, влево и вправо. С точки зрения водителя, смещение этой точки вперед-назад зависит от газа и тормоза, а влево-вправо - от поворота руля. Очень важно понимать, что сцепление с трассой - постоянная величина, для которой может изменяться очки приложения, но не абсолютное значение.Повторим еще раз: не бывает «переднего», «заднего», «левого» и «правого» сцепления с трассой. Есть одна общая сила, для которой меняется точка приложения. Если вы нажмете на педаль тормоза, вся эта сила уйдет на то, чтобы остановить машину, и на поворот ее уже не останется. Даже если вы будете крутить руль, машина его не послушается. Проще всего проиллюстрировать этот принцип с помощью диаграммы трения. На этой диаграмме динамика изменения сцепления с трассой показана в виде круга. Представьте себе поворачивающую машину. Более подробно управление рассмотрено на рисунке 1-2, но в общих чертах маневр поворота включает в себя снижение скорости, поворот руля в нужную сторону, а затем разгон. Когда машина начинает тормозить, вся сила сцепления уходит на ось «вперед-назад», чтобы как можно быстрее сбросить скорость. На оси «влево-вправо» этой силы попросту не остается. Поэтому при повороте очень важно прекратить торможение до того, как начнете работать рулем. Советы начинающему пилотуЕсли посмотреть на диаграмму трения, причины этого станут понятны. (Рис. 1-2). При выходе из поворота руль надо вернуть в исходное положение, чтобы высвободить больше силы на оси «вперед-назад» для разгона (Рис. 1-3). Как видите, для идеального прохождения поворота следует распределять силу гцепления между продольной и поперечной составляющей по линии, идущей вдоль верхнего края диаi раммы трения. Представляя себе эту диаграмму при прохождении поворотов, вы сможете существенно улучшить свою технику вождения. Советы начинающему пилоту
Учимся чувствовать дорогу
Для успешного вождения нужно не только представлять себе воображаемую диаграмму, но и чувствовать автомобиль: руль, газ, тормоз, а иногда даже сидение могут предоставить вам очень много важной информации. Например, недостаточная поворачиваемость (смтр. Рис 1-2, 1-3) возникает, когда автомобиль не может поворачивать пропорционально движениям руля. Опытный водитель определяет ее по нарастающему ощущению «легкости» рулевого управления. На этом этапе для коррекции траектории достаточно небольших, но точных движений. Водитель должен чувствовать и состояние шин. Когда они изнашиваются, управляемость ухудшается. К тому же при длительной езде давление в шинах может существенно возрасти, что можно заметить по более резкой реакции на неровности трассы.





Скольжение шин



Идеальный коэффициент скольжения шины - 10-15%Продолжим рассматривать поведение шин, теперь уже под микроскопом. Гоночные шины обладают очень высоким показателем сцепления с трассой, но это не значит, что они прилипают к ней намертво. В движении сила сцепления создается в том числе и благодаря небольшому проскальзыванию шин. Когда на колеса машины поступает избыточная мощность, шины прокручиваются вхолостую с визгом и дымом. Эта называется пробуксовкой. Коэффициент скольжения - численное обозначение степени пробуксовки колес. Если шина окружностью два метра проходит за один оборот путь длиной в два метра, то ее коэффициент скольжения равен нулю. Если за тот же оборот она пройдет один метр, ее коэффициент скольжения составит 50% (Рис. 1,4)Советы начинающему пилоту
Скольжение шин
Исследования показали, что оптимальный коэффициент скольжения для автомобильных шин составляет 10-15%. Неопытному водителю сложно это почувствовать. Проще запомнить, что шины начинают «поскрипывать», когда сцепление с дорогой сильнее всего. Если коэффициент скольжения превышает 15%, сцепление с трассой ухудшается. До сих пор мы рассматривали коэффициент скольжения в отношении движения вперед и назад, но, как мы сказали ранее, сцепление действует и в боковых направлениях. Коэффициент скольжения 10-15% оптимален и для поворотов. В этом случае сцепление с трассой также можно определить по звуку: при эффективном прохождении поворота вы услышите тихий визг шин.
Одного руля недостаточно
Советы начинающему пилотуДавайте раамотрим коэффициент скольжения применительно к передним колесам автомобиля, с помощью которых осуществляется рупевое управление. Непосвященным может показаться, что машина едет именно туда, куда направлены передние колеса, но на самом деле это не совсем так. Присмотревшись повнимательнее, вы заметите, что угол изменения траектории машины не совпадает с углам поворота передник колес. Эта разница называется углом увода (Рис 1-5). Очень важно не путать угол увода и угол поворота. Угол увода зависит от скорости движения и нагрузки на передние колеса, а не от угла поворота руля. Неопытному водителю сложно это понять, поэтому первое время прислушивайтесь к звукам, издаваемым передними колесами. Рано или поздно вы поймете, в каких ситуациях машина перестает слушаться руля.





2. Страгивание и остановка



Есть два аспекта управления автомобилем, без которых не обходится не один заезд. Эта начало и окончание движения. В этой главе вы узнаете о том, как правильно трогаться с места и останавливаться, максимально используя сцепление с трассой.
Идеальный старт
Отпускайте сцепление одним движением Вы уже поняли, какую важную роль играют шины. Теперь пора садиться за руль и трогаться с места. При повседневном вождении начинать движение следует как можно плавнее, но в гонках главное - наиболее эффективно передать крутящий момент на колеса, даже если старт будет резким. Рассмотрим подробнее процесс страгивания с места на машине с механической коробкой передач. Здесь главное - чтобы в момент начала движения вся мощь двигателя поступала на колеса, заставляя их крутиться. Задача водителя - установить оптимальные обороты двигателя, а потом передать их через трансмиссию на колеса. При использовании механической коробки передач вы можете включать и выключать трансмиссию педалью сцепления.Советы начинающему пилотуСтарайтесь сделать это при максимальном крутящем моменте. Обороты, на которых он достигается, указаны в описании автомобиля. Подождите, пока обороты не превысят это число примерно на 500, а затем отпустите педаль сцепления. Если при этом шины не издают никаких звуков и не пробуксовывают, попробуйте увеличить обороты еще чуть-чуть. Если из-под колес идет белый дым, а шины сильно визжат, уменьшите обороты. Только опытным путем вы сможете найти точку с коэффициентом скольжения 10-15%, при котором сцепление шин с дорогой наиболее высоко (Рис. 2-1). После того как машина тронулась с места, нужно набрать скорость. Нажмите педаль газа и держите ее до тек пор, пока стрелка тахометра не достигнет красной зоны. Как только это произойдет, нажмите сцепление и переключите передачу. Потренируйтесь, чтобы делать это как можно быстрее. Многие современные автомобили оснащены электронными приспособлениями, контролирующими обороты и не дающими автомобилю стартовать слишком резко. При повседневном вождении они полезны тем, что предотвращают пробуксовку и контролируют работу двигателя, но в гонках они скорее помеха. Попробуйте отключить эти приспособления. Хотя современная электроника достаточно сложна и эффективна, чтобы быть полезной и спортсменам, самый короткий и быстрый способ освоить спортивное вождение - это научиться полностью контролировать машину самостоятельно.





3. Сила торможения



Остановка в желаемой точке
Шины - лучший советчик
Итак, вы научились быстро трогаться с места. Поговорим о том, как правильно останавливаться. Новичку может показаться, что для эффективного торможения достаточно нажать на педаль тормоза и ждать, но на самом деле все не так просто. Контролируемое снижение скорости требует не меньшей точности и контроля, чем разгон. Первым делом надо обратить внимание на коэффициент скольжения шин. Его оптимальное значение для торможения, как и для разгона, составляет 10-15%. Иными словами, торможение достигает максимальной эффективности, когда шины издают тихий визг (впрочем, на некоторых покрытиях с повышенным коэффициентом трения вы не услышите этого звука).Советы начинающему пилотуНекоторые водители предпочитают нажимать педаль тормоза плавно, опасаясь блокировки колес, но для автоспорта такой подход не годится. Здесь, напротив, нужно тормозить на грани блокировки. Если вы перейдете эту грань и колеса заблокируются, достаточно немного отпустить педаль тормоза - и все придет в норму. Если вы можете контролировать машину так, что коэффициент скольжения шин всегда остается в оптимальном диапазоне, вас можно с уверенностью назвать опытным автогонщиком (Рис. 3-1). При скоростном прохождении поворотов очень важно правильно выбрать момент начала торможения. В этом вам помогут указатели расстояния до поворота, которые есть на многих гоночных трассах. Если же их нет, определяйте расстояние до поворота по характерным постройкам, рекламным щитам и другим ориентирам. Торможение на различных машинах Большинство современных автомобилей оснащено антиблокировочными тормозными системами (ABS), поэтому практически все действия, рекомендованные выше, на них будут выполнены автоматически. Однако в некоторых случаях, например на скользкой дороге, вам все равно потребуется контролировать торможение автомобиля самостоятельно. На торможение также влияет тип компоновки. Задние колеса обеспечивают стабильность направления движения, но при торможении нагрузка на них уменьшается. Эта ослабляет сцепление задних колес с трассой, затрудняя эффективное торможение всеми четырьмя колесами (Рис. 3-2). Советы начинающему пилотуКак правило, чем больше нагрузка на заднюю ось, тем выше эффективность торможения. Именно поэтому на некоторых автомобилях двигатель располагается сзади. Автомобили с задне- и среднемоторной компоновкой при торможении ведут себя стабильно, в то время как при компоновке с передним расположением двигателя и передним приводом (ЕЕ) резкое торможение нередко приводит к заносу. Но даже эту особенность можно использовать с выгодой для себя - например, для скоростного прохождения поворотов. Мы поговорим об этой технике в следующем разделе.





4. Основы прохождения поворотов



Для прохождения поворота надо притормозить, повернуть руль, а затем вновь набрать скорость. Как видите, одного руля здесь недостаточно - нужно работать еще и педалями. Давайте рассмотрим технику этого процесса.
Работа рулем и педалями
Три этапа прохождения поворота Советы начинающему пилотуПоговорим о том, как именно следует использовать руль и педали при прохождении поворотов. Эта тема была затронута в разделе, где говорилось о диаграмме трения и о том, что гонщик должен максимально эффективно использовать сцепление с трассой на этапе торможения, поворота руля и разгона. Выполнение этих трех этапов одним плавным движением и есть ключ к успешному прохождению поворотов. Давайте рассмотрим каждый этап в отдельности (Рис. 4-1). Поворот начинается с торможения. Приближаясь к повороту по скоростному прямому участку, вы должны как можно скорее затормозить до оптимальной скорости поворота. Старайтесь тормозить резко, как было описано выше. Техника прохождения поворотов требует умения определять точку максимальной центробежной силы и проходить эту точку на максимально возможной скорости, позволяющей сохранить управление. Сбросив скорость, начинайте работать рулем. Снимите ногу с педали тормоза, чтобы высвободить сцепление с трассой, необходимое для поворота, а затем поверните руль. Избегайте резких движений рулем. Как мы уже говорили е разделе о коэффициенте скольжения, машина не следует за рулем как привязанная. Балансируйте между управляемостью и сцеплением с трассой, поворачивая руль плавно (Рис. 4-2).Советы начинающему пилоту .Прежде чем давать газ, верните руль в центральное положение Советы начинающему пилотуКогда машина поворачивает, ей приходится преодолевать центробежную силу. Идеальная скорость для поворота - та, при которой шины начинают тихо повизгивать.При этом вся сила сцепления с трассой расходуется на поворот, поэтому очень важно не тратить ее на ускорение. До выхода из поворота нужно давать газ роено настолько, насколько это необходимо для поддержания постоянной скорости. Машина не должна ни ускоряться, ни замедлять ход. При необходимости давление на педаль газа следует изменять. Как только вы пройдете вершину поворота, плавно верните руль в центральное положение, чтобы уменьшить центробежную силу. Эта высвободит часть силы сцепления с трассой, которую вы сможете направить на увеличение скорости. Как только машина перестанет поворачивать, дайте газ. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, но если вы начнете разгон преждевременно, есть риск потерять управление. При разгоне после поворота главное - плавно вернуть руль в центр и постепенно увеличить скорость (Рис. 4-3).
Выбор траектории при прохождении поворота
Быстрое прохождение поворота с изменением траектории В прошлом разделе вы узнали, как управлять машиной при повороте Теперь поговорим о том, по какой траектории его лучше проходить. Советы начинающему пилотуОптимальная траектория прохождения поворота выглядит следующим образом: внешняя обочина - внутренняя обочина - снова внешняя. На входе в поворот держитесь внешней обочины, вершину проходите по внутренней, а на выходе снова сместитесь к внешней. Смысл этого маневра - в увеличении радиуса поворота, позволяющем раньше начать разгон (Рис. 4-4). Вспомните о центробежной силе, которая упоминалась в прошлом разделе. Когда машина поворачивает, центробежная сила толкает ее в сторону внешней обочины. Чем меньше радиус поворота и чем выше скорость, тем больше эта сила. Другими словами, если сцепление с трассой остается неизменным, центробежная сила уменьшается по мере увеличения радиуса поворота, позволяя ехать с большей скоростью. Повторим еще раз: чем больше радиус поворота, тем больше допустимая скорость. Главный недостаток этого способа заключается в увеличении дистанции, которую надо пройти. При прохождении очень длинных поворотов, а также на маломощных машинах рекомендуется постоянно держаться внутренней обочины.
Определение вершины траектории
Вершина траектории (ВТ) - это точка, после прохождения которой вы начинаете возвращать руль в центральное положение и увеличивать скорость. Опытные гонщики располагают ее рядом с фактической вершиной поворота. Эта точка никак не обозначена на трассе. Водитель должен сам ее определить и мысленна поместить ее на повороте. Если исходить из оптимальной траектории, о которой рассказано выше, эта вершина должна совпадать с фактической вершиной поворота. Однако на практике ее обычно немного смещают в сторону выхода. Это помогает быстрее набрать скорость и увеличить разгонный участок, тем самым сократив время прохождения круга. Про такую технику прохождения поворотов говорят «медленный вход - быстрый выход».
Если у вас под рукой есть схема поворота, вы можете начертить оптимальную траекторию с помощью циркуля. Отметьте вершину траектории, затем проведите через нее пологую дугу в сторону выхода, установив циркуль на оси симметрии поворота. Затем прочертите более крутую дугу со стороны входа так, чтобы она пересеклась с первой дугой. Чертите дуги разного радиуса до тех пор, пока они не сольются в одну плавную кривую. После этого вам останется только натренироваться достаточно, чтобы повторить эту кривую на трассе (Рис. 4-5).
Советы начинающему пилоту





5. Особенности Вашей машины



Поведение машины
Недостаточная и избыточная поворачиваемость Реакция машины на действия водителя называется управляемостью. В этом разделе мы рассмотрим один из аспектов управляемости, а именно - поворачиваемость. Следуя оптимальной траектории, вы гарантированно улучшите результат круга, однако сделать это не всегда просто. Бывают случаи, когда машина слишком вяло реагирует на руль или, наоборот, изменяет направление движения слишком быстро. При недостаточной поворачиваемостиавтомобиль не меняет направление движения в той степени, на которую рассчитывал водитель. Противоположная ситуация, в которой автомобиль поворачивает сильнее, чем надо, называется избыточной поворачиваемостью (Рис. 5-1). Считается, что заднеприводные автомобили более склонны к избыточной поворачиваемости, а переднеприводные - к недостаточной. Но это не всегда так. Есть масса Факторов, вызывающих как избыточную, так и недостаточную поворачиваемость. Компоновка автомобиля - лишь один из них, и вы вполне можете столкнуться с недостаточной поворачиваемопью на заднем приводе или с избыточной на переднем. Советы начинающему пилотуПредставьте, что машина движется по воображаемой окружности. Если при лрьбавлении газа передние колеса начнут проскальзывать и радиус окружности увеличится, то это недостаточная поворачиваемость. Если же при этом произойдет снос задних колес и машина устремюпя к центру круга, то это избыточная поворачиваемость. В обоих случаях причина одна и та же - прибавление газа и увеличение мощности, поступающей на колеса. Избыточная поворачиваемость может возникнуть и в результате торможения, когда нагрузка на передние колеса увеличивается, а на задние - уменьшаетгя. Недостаточная поворачиваемость может быть вызвана слишком резким или запоздалым поворотом руля. Вход в поворот на слишком высокой скорости также может привести к недостаточной поворачиваемости. Столкнувшись с недостаточной или избыточной поворачиваемостью, не всегда просто просто отличить ошибку водителя от особенностей поведения автомобиля. Опасность схода с трассы Советы начинающему пилотуС поворачиваемопью связан еще один важный момент. Если водитель резко cбрасывает газ при повернутом руле, поворачиваемость так же резко увеличивается. Это вызвано тем, что при сбросе газа вес машины переносиия вперед, ухудшая сцепление задних колес с трассой. Если при этом повернут руль, машину резко бросает в сторону поворота вплоть до заноса и схода с трассы. Чаще всего это происходит с переднеприводными автомобилями. С другой стороны, лучший способ выйти из заноса заключается в резкой даче газа с цепью вызвать недостаточную поворачиваемость (Рис. 5-2).





6. Поворот на высокой скорости



Поворот при торможении
Поворот руля в процессе торможения Советы начинающему пилотуРанее мы рассмогрели самый простой способ входа в поворот: торможение, отпускание тормоза при достижении нужной скорости, поворот руля. Совместив второй и третий этапы, вы сможете пройти поворот быстрее. Попробуйте плавно отпустить тормоз, одновременно начиная поворачивать руль. Эта техника называется «поворот при торможении» (Рис. 6-1). Чтобы понять, почему она эффективна, вспомните о нагрузке на колеса и ее изменении. При торможении вся сила сцепления с трассой уходит на уменьшение скорости. Даже если вы попытаетесь выкрутить руль, машина не повернет. Отпуская тормоз, вы высвобождаете силу, нужную для поворота. Но в самом начале вам нужна только малая часть этой силы. Значит, вы мажете постепенно отпускать тормоз, одновременно поворачивая руль. Если делать это достаточно плавно, распределение силы сцепления будет максимально эффективным. Главное достоинство поворота при торможении - это возможность начать торможение позже. Но это не единственное достоинство. При торможении нагрузка перемещается на передние колеса. Это вызывает избыточную поворачиваемость и позволяет повернуть быстрее. У этой техники есть и недостатки. Если нагрузка на передние колеса будет слишком высокой, то нагрузка на задние существенно уменьшится. Это может привести к заносу, особенно в случае переднего привода. В то же время умелый водитель может использовать этот занос с выгодой для себя. На машинах, склонных к недостаточной поворачиваемости, легкий снос задних колес позволяет пройти поворот быстрее.
Влияние компоновки автомобиля на технику прохождения поворотов
Работая над техникой прохождения поворотов; очень важно учитывать компоновку своего автомобиля (рисунок ниже). Советы начинающему пилоту.Советы начинающему пилотуУ передне- и полноприеодных автомобилей с передним расположением двигателя примерно 65% веса приходится на передние колеса, что повышает риск недостаточной поворачиваемости. Если вы неправильно рассчитаете время или степень ускорения при выходе из поворота, это может вам очень сильно навредить (Рис. 6-2). У заднеприводных автомобилей с передним расположением двигателя направление движения задают передние колеса, а мощность двигателя передается на задние. При этом на передние колеса приходится около 55% общей нагрузки, хотя в некоторых случаях достигается развесовка 50/50. Такой баланс способствует повышению управляемости при разгоне. Советы начинающему пилотуУ автомобилей со средним и задним расположением двигателя мотор находится близко К центру тяжести, благодаря чему нагрузка на передние колеса уменьшается. это положительно сказывается на управляемости. В то же время центробежная сила, действующая на автомобиль при поворотам, в сочетании с повышенной нагрузкой на задние колеса может вызывать избыточную поворачиваемость (Рис. 6-3).





7. Сложные повороты



Повороты с несколькими вершинами
На гоночных трассах встречаются не только простые повороты с постоянным радиусом, но и более сложные виражи, например «змейки» или шиканы. Траектория со смещением от внешней обочины к внутренней и обратно, идеально подходящая для простых поворотов, для них уже не годится. Советы начинающему пилотуВозьмем, к примеру, вираж с переменным радиусом, уменьшающимся от входа к выходу. Как правило, такие виражи предоставляют отличную возможность для обгона. Поворот этого типа лучше всего рассматривать как единое целое (Рис. 7-1). Для выбора оптимальной траектории представьте, что у него две вершины, одна из которых ближе к входу, а другая - к выходу. Первая вершина служит визуальным ориентиром - обогните ее по широкой дуге, не приближаясь к ней. Затем сместитесь к внутреннему краю трассы и держитесь его, пока не пройдете вторую вершину. Теперь рассмотрим S-образный вираж, состоящий из левого и правого поворотов. Если вы решите пройти первый поворот по простой схеме «внешняя - внутренняя - внешняя обочина», то во второй поворот вам придется входить по внутреннему краю, существенно теряя скорость. Советы начинающему пилотуТакие виражи лучше всего проходить в один прием, держась центра трассы. Войдите в первый поворот по внешнему краю, затем сместитесь к внутреннему, а после этого вернитесь в центр трассы. При входе во второй поворот сместитесь от центра к внутреннему краю, а затем - к внешнему. Таким образом вы плавно совместите два поворота в один (Рис. 7-2).
Сопряженные повороты с переменным радиусом
Самая сложная разновидность виражей - сопряженные повороты, состоящие из участков с разным радиусом. Общего правила их прохождения не существует. Ели в таком повороте предусмотрен прямой участок для набора скорости, то именно этот участок и определяет общую скорость прохождения. Главное здесь - не тратить чрезмерные усилия на техничное прохождение отдельных участков. Сосредоточыесь на том, чтобы набрать как можно большую скорость на выходе из последнего поворота. Советы начинающему пилотуЧтобы увеличить скорость на выходе, надо вернуть руль в центральное положение и начать разгон как можно раньше. 0 том, как это сделать, вы сейчас узнаете. Представьте, что у виража столько вершин, сколько раз вы выполняете маневры рулем. При этом некоторые вершины могут находиться и вне вашей траектории, служа визуальными ориентирами. Поскольку разнообразие поворотов практически бесконечно, лучший способ выработать технику их прохождения - это практика. Проводите как можно больше времени на трассе, отмечая скорость на выходе из поворотов и общее время, затраченное на их прохождение. Чем больше практики - тем лучше. (Рис. 7-3).





8. Заносы и скольжение



Управляемый занос
Торможение и работа рулем для сохранения направленияТехника прохождения поворотов, включающая в себя поворот руля в противоположную сторону и намеренное введение автомобиля в занос, называется управляемым заносом. Это один из самых сложных моментов в автоспорте. Выполнение управляемых заносов требует очень высокой точности работы газом, тормозам и рулем. Чтобы освоить управляемый занос, разделите его на два этапа. Сначала войдите в поворот на высокой скорости, затем резко затормозите, слегка отпустите тормоз и одновременно резко поверните руль. Таким образом вы вызовете снос задней оси, сохранив контроль над автомобилем. Направьте машину к выходу из поворота и прибавьте газ, чтобы сохранить нужное направление. От того, насколько точно вы рассчитаете момент торможения и маневра рулем, будет зависеть положение машины в повороте. При торможении вы переносите нагрузку на переднюю ось, а поворачивая руль создаете снос задних колес. Увеличенная нагрузка на переднюю ось повышает управляемость и позволяет более эффективно корректировать занос. Ваша цель - направить машину в створ поворота, вызвав занос одновременно с началом маневра рулем. Спортивные шины обладают большим коэффициентом сцепления с трассой, что затрудняет выполнение заноса. Чтобы преодолеть силу сцепления, нужно перенести вес машины вперед очень быстро. Попробуйте резко затормозить сразу же перед тем, как повернете руль. Если это не поможет, задействуйте ручной тормоз во время поворота руля. В управляемом заносе очень важна большая нагрузка на передние колеса, поскольку она помогает сохранить контроль над машиной. Эта техника требует ювелирной работы рулем и ясного понимания того, что происходит с автомобилем (Рис. 8-1). Советы начинающему пилоту.
Корректировка угла увода с помощью руля и газа
Когда задние колеса начнут скользить, направьте машину к внутреннему краю поворота. Угол между направлением, куда указывает нас автомобиля, и направлением движения называется углом увода. Как только вы достигнете нужного угла увода, старайтесь сохранять его до выхода из поворота. Советы начинающему пилотуПрибавив газ при выполнении заноса, вы увеличите снос задних колес, убавив - уменьшите вплоть до выхода из заноса. Кроме того, для предотвращения заноса можно быстро повернуть руль в противоположную сторону. Это называется обратным рулением. Поскольку коррекция направления в управляемом заносе осуществляется с помощью руля, вам потребуется поворачивать руль как в сторону поворота, так и в противоположном направлении. В начале управляемого заноса не препятствуйте сносу задник колес, а в процессе корректируйте снос движениями руля, чтобы избежать потери управления. В ходе тренировок вы научитесь чувствовать нюансы поведения машины и правильно выбирать степень воздействия. (Рис. 8-2).



скачать dle 10.6фильмы бесплатно